Татары

    

Одна из европейских карт Великой Татарии середины XVIII в. http://images.yandex.ru

Grande Tartarie  Второй по численности этнос современной России имеет, пожалуй, ещё более запутанную историю, нежели великороссы. До середины XVIII века 3/4 её территории на европейских картах обозначалась «Grande Tartarie». То есть, на карте Евразии были «Московия» и «Большая Татария», притом, более половины населения России в петровской переписи 1710 года составляли татары. Возникает вопрос: куда они подевались?

    Академик Василий Владимирович Бартольд (1869 – 1930 гг.) указывал, что в рассказах о монгольских завоеваниях у китайцев, у мусульман и на Руси завоеватели именовались «татарами»[1]. Также и немецкий востоковед Юлиус Геннрих Клапрот (1783 – 1835 гг.)  писал, что те, кого назвали «монголами», на самом деле являлись истинными татарами.

    В конце XIX века известный английский ориенталист Эдуард Паркер (1849 – 1926 гг.) в своей знаменитой книге: A thousand years of the tartars к татарам относил хуннов и тюрок, хотя  этноним «татары» до II века н.э. не встречался. В итоге двадцатилетних исследований Э. Паркер пришёл к заключению, что между указанными тремя народами существовала некая этнографическая связь. Он объединил «все народы, стреляющие из лука», называя их «татарами»[2].  В XIII – XV вв.  подданных монгольской империи и в русских летописях называли «татары», «татарове». Но в советской исторической науке древним татарам места не нашлось, а называли так преимущественно потомков волжских булгар. Руководством компартии была принята особая версия истории татар России (1944 – 1946 гг.) и наложен запрет на татарские исторические произведения: « О роде Чингыз-хана», «Идегэй», «Караца» («Карачу»), «Сборник летописей Кадыр-Али бека» и многие другие. Культивировалось мнение, что казанские татары являются исключительно потомками булгар. Нарушение запрета квалифицировалось как «антисоветская агитация и пропаганда», и предусматривалось максимальное наказание, вплоть до расстрела[3].

    В официальной романовской истории России утвердилось теория, согласно которой предки небольшого народа скотоводов халха, не имевшего опыта государственного устройства и своей письменности в Средние века покорили полмира[4]. Для объяснения русских летописей и памяти народа, в которых оставались «татары» было изобретено название нового этноса -  «монголо-татары». Хотя, если за термином видеть татар империи «Менгэ Эль», это не противоречит истории…

    Попытаемся обозначить древних татар в истории Тюркского каганата VI – VIII вв. Смерть его основателей «оплакивали», в числе многих и вожди отуз-татар – тридцати татарских племён. Так повествует Большая надпись памятника Кюль-тегину.

«…На погребенье их – оплакать и почтить –

с восхода шёл союз бёклийских степняков,

с других углов земли – тибетцы, татабы,

табгачи шли сюда, отуз-татары шли,

уч-курыкане, рим, кидании, - не счесть

народов, что влеклись на погребальный сход:

так тюркский каганат был славен и силён,

так был каган его силён и знаменит».

    Надпись VIII века свидетельствует именно о тридцати татарских племенах, а не о каком-то собирательном понятии «татары» у тюркоязычных народов. Другое дело, впоследствии большинство подданных империи Чингисхана окружающие народы Европы и Азии стали называть татарами.

    В китайских источниках упоминаются «татары» и «татани». Это не означает, что речь шла о разных племенах, хотя татанями могли называть какое-то из татарских племён. Это группа племён степи Шато между Монгольским Алтаем и Тянь-Шанем, откуда они могли кочевать на восток, вплоть до Манчжурии. Летописцы указывают на совместные действия в конце X в. тюрок-шато и татар против восставших в Китае, отмечая, что древние татары искусны в стрельбе, имели множество верблюдов и лошадей[5].

    В анонимной персидской географии Х века «Худуд ал-Алам» татары указывались как «соседи и союзники токуз-огузов» (уйгур), а Восточный Туркестан назван «страной токуз-огузов и татар»[6]. После распада Тюркского каганат часть татар могла откочевать из Туркестана далеко на запад вместе с огузами, кимаками и кипчаками обосновавшись в Поволжье.

    Если основные места обитания древних татар близки к таковым у племён уйгуров нет ничего удивительного, что культура и языки их близки[7]. Сегодня нередко уйгур называют «китайскими татарами». Вряд ли язык средневековых татар Чингисхана отличался от уйгурского. Как и современный язык казанских татар не сильно отличается от языка уйгур Синьцян-уйгурского автономного района Китая. Это объясняет, почему основатели монгольской империи писали более совершенным уйгурским письмом в сравнении с руническим. На нём велось делопроизводство. Тогда как на языке халха государственных документов монгольской державы не найдено, а «Сокровенное сказание» («Тайная история монголов») написано китайцами и переведено с языка иероглифов уже после её распада.

    Несоответствие признанной в официальной истории версии о монголо-татарах прослеживается и в описаниях внешнего облика тех, кого называют монголами. В VI – VII в. татар, окружавшие их черноволосые племена называли «жёлтоголовыми»[8]. А ещё ранее в тех же местах, обитали усуни, которых китайцы считают предками современных русских. И это не противоречит открытиям современной ДНК-генеалогии. Сегодня гаплогруппа R1a1 присутствует в значительных процентах у русских, волжских татар, алтайцев и кыргызов.

    «Жёлтоголовыми» называли и кипчаков-половцев. Таковыми же были представители рода борджигинов, где родился Чингисхан. А Марко Поло после путешествия в ставку «потрясателя Вселенной» писал: «Китайцы, по природе своей, без бород, татары же, сарацины и христиане – с бородами». По поводу избрания Чингисхана он же написал: «…Случилось, что в 1187 г. татары выбрали себе царя, и звался он по-ихнему Чингиз-хан, был он человек храбрый, умный и удалой; когда, скажу вам, выбрали его в цари, татары со всего света, что были рассеяны по чужим странам, пришли к нему и признали государём»[9]. Как видим, современник Чингисхана, и очевидец тех событий народ монгольской империи именовал не иначе как «татары», не допуская двусмысленностей.

    Все те «эпитеты», которыми награждали татар советские писатели или историки, возможно, отражали их действительные качества. Они были злыми, даже очень злыми и беспощадными к врагам. Разве добрые могли справиться с армиями могущественных персидских царей Кира и Дария в VI – V вв. до н. э. или в IV – V вв. н.э. завоевать Европу, а в  XIII в. обосноваться в половине обитаемого мира?!

   Ровно те же эпитеты сегодня слышат русские от «западных партнёров». В современной Европе жив страх перед русскими, закрепившийся с древних времён у людей на генетическом уровне. Это надо понимать и не удивляться тому, что Россию «не понимают». Именно русские сегодня получают «всеевропейскую любовь», которая аккумулировалась там чуть не две тысячи лет. До сих пор попытки на равных жить в общеевропейском доме, несмотря на то, что «окно» туда прорубил ещё царь Пётр I, оканчивались неудачно.

   Русскому народу, как преемнику великих евразийских держав прошлого приходится терпеть неприязнь западного мира. Запад раздражает скрытая сила России, которая в конце ХХ века, казалось, уже  закончилась как  великая держава, но нет! Не получается… пока.

    Если  учесть, что треть аристократических фамилий Российской империи ордынских корней и чуть не все князья-рюриковичи с половецкими генами, сомнения могут быть только у людей, не озабоченных поисками своих корней - у тех, кого называют «не помнящими родства». Династия царей Романовых, действительно имела другие корни. И в том, что великороссы не имеет отношения к скифам и тюркам пытались убедить свой народ историки-политики династии Романовых, отмерив ему «одну тысячу» лет истории, лишив двух тысяч предшествующих лет. Продолжили эту политику советские идеологи, будто специально зарождая неприязнь к тем, кто шестьсот лет назад сумел объединить часть осколков распавшейся империи Чингисхана -  противопоставив русский народ тюркам Центральной Азии и Кавказа, они создавали предпосылки к распаду Советского Союза в ХХ столетии. Вот почему там с воодушевлением восприняли освобождение от «русского ига».

   Чего добиваются историки современной России, продолжая стоять на сомнительном утверждении о неком противостоянии «Древней Руси  тюрками Великой Степи, непонятно? Так как именно великороссов следовало бы называть потомками великих татар прошлого… Дело ведь не в этнонимах, а в деяниях, мыслях, в общности территории, наконец.

[1]Бартольд  В.В.Сочинения Т. V. М. : Наука, 1968. - С. 559.

[2] Паркер Эдуард. Татары. История возникновения великого народа. / Пер. с англ. Т.Е. Любовской. – М. : ЗАО Центрполиграф, 2008. – С. 7 – 25. – (Загадки древних цивилизаций).  

[3] Еникеев Г.Р. Корона Ордынской империи, или Татарского ига не было. – М. : Алгоритм, 2012. – С. 9 -10. – (Евразия Льва Гумилёва). 

[4]Еникеев Г.Р. Указанное сочинение.

[5] Васильев В.П. История древности восточной части Средней Азии, от X до XIII века, с приложением перевода китайских известий о Киданях, Джуритах и Монголо-Татарах. // Записки Императорского Археологического общества. Т. XIII. СПб., 1859.

[6]Кляшторный С.Г. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб. - 2000. – С. 132.

[7] Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV - XVI вв. Казань: КГУ, 1972.

[8]Васильев В.П. История древности восточной части Средней Азии, от X до XIII века, с приложением перевода китайских известий о Киданях, Джуритах и Монголо-Татарах. // Записки Императорского Археологического общества. Т. XIII. СПб., 1859. – С.197 – 198.

[9]Поло Марко. Книга о разнообразии мира.

 

 

Об авторе Сабит Ахматнуров

Ахматнуров Сабит Садыкович. Родился в г.Иркутске. Врач-психиатр, кандидат медицинских наук, автор научных, научно-популярных, публицистических работ и статей. Второе образование "История искусства и этики" В 2011 г. в издательстве «Феникс», г. Ростов-на-Дону опубликована историческая повесть «Дмитрий Донской». В 2015 году в издательстве "Алгоритм" вышла книга "Аттила - повелитель гуннов", позволяющая читателю увидеть историю Евразии, начиная с III века до н.э. В 2015 г. в издательстве "Алгоритм" вышла ещё одна книга автора: "Распад тюркского каганата".
Запись опубликована в рубрике История Евразии с метками история Евразии, Наследники Золотой Орды, русские, татары. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий