Скифский феномен

В Великом княжестве Литовском шла напряжённая борьба за первенство между князем Ягайло и его дядей Кейстутом. Осенью 1381 года князь Остей, сын погибшего на Куликовом поле князя Дмитрия Ольгердовича, принял самое активное участие в захвате власти Кейстутом. Литва разделилась на две части: в Вильно властвовал  Кейстут, в Киеве – великий князь Ягайло. При этом  никто из них не забывал о Москве, там все острее становились разногласия между сторонниками союза с Литвой и приверженцами Дмитрия Ивановича. К тому же не было единства и в  русской православной Церкви.

Москва притягивала... Всё больше народа отправлялось в богатеющий город в поисках счастья. Привлекала она и людей недобрых!   Когда стало понятно, что Тохтамыш окончательно захватил власть в Орде и не оставит в покое ни один улус,  в том числе и литовские княжества, особенно остро встал вопрос: на чьей стороне будет Москва? В Литве прекрасно понимали, что князь Дмитрий  поддержал Тохтамыша с воцарением того на сарайский престол не для того, чтобы вдруг отказаться от союза с ордынским царем! Но знали там и то, что народ московский за время двадцатилетней ордынской «замятни» уже почувствовал вкус свободы, и зависимость от Сарая становилась в тягость.  Казалось, достаточно небольшого толчка, и Дмитрий не сможет препятствовать волеизъявлению людей! Многие знатные роды и значительная часть духовенства были не на стороне московского князя.

Князь  Остей не очень удивился, когда  к нему явился монах-францисканец с приглашением от монсеньора Борджио. Накануне князя представили тому во дворце Кейстута, и прелат говорил о желании видеть Остея у себя в гостях. Тем не менее приглашение заинтриговало князя: он не совсем понимал причину повышенного интереса высокого представителя римской Церкви к своей персоне и потому отправился на прием с  самыми разными предположениями...

- Рад видеть у себя достойного потомка великого герцога Ольгерда! –приветствовал его Борджио. – Я всегда восхищался умом и прозорливостью вашего деда, усилиями которого Литва стала великим европейским  государством. И о вас говорят как  о решительном  и храбром витязе,  воспитанном в лучших традициях.

- Благодарю вас, монсеньор, за столь любезные слова. Боюсь, вы слишком преувеличиваете мои достоинства. И у меня, как у большинства людей, ничуть не меньше недостатков. Я весьма далек  от идеала и преклоняюсь перед благородством и чистотой помыслов служителей Церкви,  - скромно ответил Остей.

- Ваш ответ лишь подтверждает слухи, - улыбнулся Борджио.

Про себя же отметил, что молодой князь действительно не лишен ума и хорошо воспитан.

– Вы правильно вспомнили о Святой Церкви. Дед  ваш принял учение Иисуса Христа и много сделал для  укрепления Церкви здесь, - продолжил прелат.

- Отец говорил мне об этом, но дед был православным христианином.

- Я с уважением отношусь к праву выбора Церкви, - вежливо заметил Борджио. – Православные люди - наши братья по вере.  Они лишь заблуждаются в некоторых её аспектах.

- Пусть так, но я не готов обсуждать вопросы веры! - решительно ответил князь, дав понять, что эта тема не вызывает у него интереса.

- Хорошо, хорошо, -  согласиться Борджио, - не стоит об этом! Во дворце князя Кейстута вы сказали, что в скором времени отправляетесь в свою отчину.  Кажется, это  Переславль-Залесский?

- Точно так, монсеньор!

- Меня, признаться, несколько удивили ваши намерения. Сегодня все стремятся в столичные города, где молодым людям представляется гораздо больше возможностей проявить таланты и занять достойное положение в обществе. Как долго вы собираетесь пребывать в своём городе?

- Не знаю, монсеньор, но в Вильно для меня нет определённого дела, а долго проводить время в праздности и развлечениях я не привык. Возможно, отправлюсь дальше, в Москву. Интересно посмотреть на жизнь московскую. Нынче только и говорят об этом городе! Хочу узнать причины  к ней интереса.

- Весьма достойное желание для молодого человека. Немногим более десяти лет назад и я, с подобными размышлениями, отправился в земли Скифии, - задумался Борджио. - Вот только и сегодня вопросов не меньше! По истечению стольких лет у меня нет определённого представления о причинах происходящего здесь. Возможно, лишь кое-что начинаю понимать! Античный мир столкнулся со скифским феноменом

Поселок эпохи поздней бронзы на берегу одного из рукавов реки Катунь на Алтае. Реконструкция создана на основе результатов раскопок поселения Майма-XII, относящегося к ирменской археологической культуре позднего бронзового века, IX - VIII вв. до н.э. Национальный музей им. А.В. Анохина, г. Горно-Алтайск. Фото автора   

задолго до Рождества Христова. Уже тогда скифы славились оружием и военным искусством. А тысячу лет назад гунны совершенно потрясли Европу! В течение двух – трех столетий этот народ сумел  расселиться всюду. Мир узнал о великом царе гуннов  Аттиле! Не было силы, способной противостоять варварам. Лишь время останавливало завоевателей… Будто иссякала энергия, которая двигала ими!  Они легко перенимали обычаи других народов и, оседая на новых землях, становились похожими на коренных обитателей. Но проходило время, и на Востоке созревало новое  племя с неуёмной энергией, объединяющее народы вокруг себя. Под знамёнами очередного царя уже они повторяли  путь предшественников, потрясая мир!

- Выходит, варвары Батыя есть одно из звеньев феномена скифов?! - с удивлением заметил Остей.

- Вы правильно меня поняли. Прошу лишь заметить, что эти варвары, так же как их предки, обладали самым совершенным  на определённый исторический момент оружием! Да будет вам известно, что мечи древних скифов и гуннов по крепости не имели себе равных. А дальность стрельбы татарских луков и сегодня превышает
таковую в Европе! Об умении их воевать я уже и не говорю.

- Но Орда ослабела и вряд ли сможет противостоять цивилизованной Европе! – заметил Остей.

- Орда слабеет, это так. Но кажется мне, что в Скифии рождается новое племя, - задумался прелат.

- Вы полагаете, монсеньор, ныне Москва становится центром, из которого может начаться очередное нашествие скифов?! – немало удивленный рассуждениями  прелата, предположил  князь Остей.

- Именно так, сын мой! Орда слабеет, уступая Москве.  Боюсь, рождается сила еще более грозная и могущественная, нежели Орда. Поэтому и приветствую ваше желание отправиться туда. В Москве найдется дело проницательному молодому человеку. Я, в свою очередь, дам рекомендательные письма уважаемым людям. На их помощь вы сможете рассчитывать.

- От помощи не откажусь, монсеньор, - вежливо согласился Остей. – Надеюсь и сам на достойный  приём во дворце князя Дмитрия: к моему отцу он относился  с уважением. Батюшка сложил голову, воюя за московского князя.

- Ваш отец был храбрым воином! И я не сомневаюсь, что Дмитрий примет вас достойно. Тем не менее всегда лучше, когда можно опереться на большое число людей… Хочу дать совет вам как молодому человеку с серьёзными намерениями в жизни. Мы не можем предотвратить неизбежность исторического процесса. Это целиком в воле Господа! Но Бог даёт нам право принимать участие в   событиях и влиять  на их течение. Следует лишь помнить: кому многое дано, с того много и спроситься! Если верите в себя, в свои силы – действуйте! Помните, в моем лице вы всегда получите помощь Святой Церкви!

Немало озадаченный рассуждениями Борджио о Скифии, молодой князь Остей отправился в пределы Московского княжества в поисках  счастья и своего места в жизни... Из книги Ахматнуров С. "Дмитрий Донской" 

https://beta.ridero.ru/book/#!/5a2f509dd3bbec0600e22ae9/

https://www.litres.ru/sabit-ahmatnurov-12657680/dmitriy-donskoy/

https://ridero.ru/books/dmitrii_donskoi/

Об авторе Сабит Ахматнуров

Ахматнуров Сабит Садыкович. Родился в г.Иркутске. Врач-психиатр, кандидат медицинских наук, автор научных, научно-популярных, публицистических работ и статей. Второе образование “История искусства и этики” В 2011 г. в издательстве «Феникс», г. Ростов-на-Дону опубликована историческая повесть «Дмитрий Донской». В 2015 году в издательстве “Алгоритм” вышла книга “Аттила – повелитель гуннов”, позволяющая читателю увидеть историю Евразии, начиная с III века до н.э. В 2015 г. в издательстве “Алгоритм” вышла ещё одна книга автора: “Распад тюркского каганата”.

Запись опубликована в рубрике История Евразии с метками Дмитрий Донской, история Евразии, Наследники Золотой Орды, рождение Московской Руси. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий