Пир Аттилы

Zemanta Related Posts Thumbnail

Пир Аттилы. Худ. Mor Than, 1870

    «…Оказавшись без переводчиков, Максимин с Приском многое из произнесённых тостов не понимали, лишь догадываясь об их смысле. Видя это, к ним подсел Орест и помогал до конца пира. Друзья оценили внимание и были весьма благодарны, но всё же поинтересовались: «Не боится ли Орест подозрений скифского царя за разговоры с ними?». На что секретарь со смехом ответил:

    - Он слишком велик, чтобы не доверять близкому человеку! А я не настолько глуп, чтобы не дорожить дружбой с Аттилой...

    Максимин удивился ответом Ореста, которого считал римлянином, несмотря на его долгие годы жизни у скифов.

     - Неужели тебе самому, уважаемый Орест, не тягостна жизнь среди варваров и не возникает желания вернуться обратно в мир высокой культуры и знаний? – задал он вопрос.

    - Вы называете скифов варварами. Пусть так! Но вот уже т-т-ысячу лет они самый могущественный народ! Об этом, как вы знаете, говорил ещё великий Геродот. Это они научили нас ездить верхом, дали седла, сбруи и другие вещи без которых немыслима современная жизнь. А наши ремесленники до сих пор не научились делать  оружие, каким воевали даже предки гуннов. Не случайно о них ходили предания как о кентаврах с телом лошади, обличием человека, превосходно стреляющим из лука. А вы говорите  в-в-варвары! – добавил, заметно заикаясь, Орест.

    - О каком оружии ты говоришь, Орест, - спросил Приск, будучи далёким от воинского искусства. – Не про мифический  ли «меч Марса» идёт речь?

    - Нет!  Я говорю о гуннском луке. Технология его производства настолько сложна, что мастер з-з-затрачивает от одного до двух лет на изготовление оружия. Сотня всадников, вооружённых такими луками способна остановить тысячу римских воинов не вступая в непосредственное соприкосновение… Вот и варвары!

    - Никто не спорит  об их способности воевать, но они варвары и кочевники! – вмешался Максимин. – Нашим городам сотни лет. В доме из камня могут жить десятки поколений одного семейства, а потому римское общество стабильно и стремится к совершенствованию.  Их же деревянные сооружения, хотя некоторые можно назвать даже изящными, недолговечны! Легко возводятся и легко разрушаются, сгорают. Таким образом, даже проживая в деревянных городах, варвары остаются кочевым народом и не случайно предпочитают летом находиться в степных шатрах, уходя из зимних жилищ.

     - Деревянные жилища лучше сохраняют тепло, а потому они предпочтительнее в Скифии, где зимой холодно.

    - Возможно, - согласился Максимин, - но дикие нравы, взаимное неуважение и почитание грубой силы, а не закона не могут вызывать добрых чувств и достойного отношения к варварам. Даже то, что в этом зале отсутствуют женщины, заставляет задуматься об их нравах.

    - Женщины скифов д-д-действительно не принимают участия в пиршествах. Но это вовсе не означает какого-то принижения их. Скорее наоборот, скифские женщины весьма уважаемы и от них много зависит в семейной жизни и не только… Что ж до того, что их нет на пиру, посудите сами: что будет хорошего, если опьянённые мужчины станут глядеть с вожделением на чужих жен, тем более на жену царя?!

    Против этого аргумента Максимин не нашёл что ответить, задумался…

    - А всё же о «мече Марса», имеющемся якобы у царя гуннов… Ты сам веришь в легенду о его чудесных свойствах, которые делают Аттилу непобедимым? – вновь задал вопрос Приск.

    - У него действительно имеется чудесный меч, - сдержанно ответил Орест, и добавил, - мечами, подобными этому уже вооружены сотни воинов Аттилы! Вы могли их видеть. Они имеют изгиб, позволяющий всадникам разить противника из любых положений.

    - Кто их делает?

    - Их оружейники, во главе со знатным кузнецом Тимерташем. Теперь они находятся далеко на востоке где много железной руды. Заметьте, Тимерташ принадлежит  знатному роду и занимает высокое положение в иерархии гуннов. Такое невозможно было бы в Риме или Константинополе и свидетельствует об особом отношении и уважении здесь к кузнецам.

    - Да, у нас  предпочтение отдаётся знаниям, но не ремеслу! – воскликнул Максимин.

    - Но для создания хорошего оружия требуются большие знания и далёко не всякий ремесленник способен на это, - парировал Орест ироничное замечание Максимина.

    - Скифы всегда представляли загадку, - задумался Максимин, начиная понимать, что бытующие представления о них, как о варварах действительно не согласуются с тем, что он увидел сам и услышал от Ореста.

    С такими мыслями глава константинопольского посольства пробыл до конца пира и ещё долго не мог уснуть после его окончания».

(Отрывок из книги: C. Ахматнуров. Аттила – повелитель гуннов. М.: «Алгоритм», 2015 – 368 с. илл.).

Об авторе Сабит Ахматнуров

Ахматнуров Сабит Садыкович. Родился в г.Иркутске. Врач-психиатр, кандидат медицинских наук, автор научных, научно-популярных, публицистических работ и статей. Второе образование "История искусства и этики" В 2011 г. в издательстве «Феникс», г. Ростов-на-Дону опубликована историческая повесть «Дмитрий Донской». В 2015 году в издательстве "Алгоритм" вышла книга "Аттила - повелитель гуннов", позволяющая читателю увидеть историю Евразии, начиная с III века до н.э. В 2015 г. в издательстве "Алгоритм" вышла ещё одна книга автора: "Распад тюркского каганата".
Запись опубликована в рубрике История Евразии с метками Аттила, евразийская цивилизация, история гуннов, история Евразии. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий