Ордынское прошлое России. Религия и письменность древних казаков

В I тысячелетии до н.э. преемниками легендарных ариев в материковой Евразии стали кочевники скифы, саки, сарматы. Позже на вершинах гор и холмов, у лесов, рек и озер молились и приносили жертвы последователи культа Вечного Синего Неба кочевники тенгриане - гунны, тюрки и монголы.

Тенгри – это сердце тюркской культуры, это невидимый Дух во Вселенной, создатель всего живого на Земле. Культ Тенгри – это вера в Вечное Синее Небо, место обитания неперсонифицированного Великого Духа Небесного. Тенгриане выделяли три зоны Вселенной - небесную, земную (срединный мир) и подземную[1].

В середине I тысячелетия н.э. для осуществления религиозных отправлений в Азии появляются архитектурные культовые сооружения с фундаментом  в виде равностороннего креста – знака Тенгри: «Тюрки строили свои храмы так, чтобы сверху  здания напоминали равносторонние кресты»[2].

Когда в IX в. братья св. Кирилл и Мефодий прибыли в город Корсунь на Таврическом полуострове, они нашли там Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами. Блаженный Иероним, современник Иоанна Златоуста, в послании к Летии, его духовной дочери, говорил: «Гунны изучают псалтырь, хладная Скифия проникается пламенем истинной веры, рать (белокурых) гетов носит с собою походные церкви». Научившись читать и говорить на этом языке, Кирилл и Мефодий стали проповедовать христианство в Хазарии[3].

    То есть, уже с IV в. богослужение у приазовских народов совершалось на их собственном языке,  была своя письменность и книги Священного писания: «…Книги Св.писания на русском языке существовали в Приазовье раньше Кирилла и Мефодия. …Скифскими письменами пользовались также и тюркские народы, жившие в Средней Азии в V  и VI вв. Так, в 568 г. тюркский царь  Дизбул заключил союз с Восточной Римской империей, и договор по этому поводу был написан скифскими письменами за неимением у тюрок своих. Образцы этой письменности, большею частью на камнях, были собраны и прочитаны Томсеном в 1893г.»[4].

  Исследователь казачества Евграф Савельев назвал тюркское руническое письмо исключительно скифским и русским. Это обычное заблуждение исследователей XVIII – XIX вв., не допускавших даже мысли о тюркском письме, пока не были изучены орхоно-енисейские руны. В этой связи тюркское письмо вполне можно называть скифским, а Евграф Савельев считал его еще и русским.

После распада в V в. европейской державы гуннов в низовьях Днепра, Дона, в Предкавказье возникла Великая Болгария. В нее вошли потомки распавшейся гуннской державы, потомки россомонов и антов, а также пришедшие сюда новые тюркские и угорские племена из-за Урала. Те болгары разговаривали, как и гунны, на тюркском языке, который сохранился в Волжской Болгарии и на Кавказе. В Северном Причерноморье с появлением просветителей Кирилла и Мефодия началась «славянизация» населения, принимавшего христианскую веру, но многие казаки на тюркском (татарском) языке общались между собой до XIX века. (Из кн. «Казаки Золотой Орды»).

[1] Безертинов Р.Н. Тэнгрианство – религия тюрков и монголов: научно-популярное издан., 2-е изд., доп. Набережные Челны: Аяз, 2000; Казань: Слово, 2004 С.6 - 7.

[2] Аджи М. Великая Степь. Приношение тюрка. Москва: АСТ, 2014. С. 113.

[3] Савельев Е.П. Древняя история казачества. М.: Вече, 2015. С. 131 - 141.

[4] Там же. С. 131 - 141

Об авторе Сабит Ахматнуров

Ахматнуров Сабит Садыкович. Родился в г.Иркутске, живет в таежном поселке на западном побережье Байкала в Иркутском районе. Автор научно-популярных, публицистических и художественно-исторических книг. В 2011 г. в издательстве «Феникс», г. Ростов-на-Дону вышла первая историческая повесть «Дмитрий Донской». В 2015 г. книга "Аттила - повелитель гуннов", изд. "Алгоритм", где в форме повествования изложена история гуннов от начала первой империи Хунну в III в. до н.э, до распада европейской державы Аттилы в V в. н.э. В 2015 г. в издательстве "Алгоритм" вышла историко-публицистическая работа "Распад тюркского каганата". В 2017 г. новая книга - "Казаки Золотой Орды", изд. "Алгоритм". В том же 2017 г. дополнительно изданы: "Гунны. Начало истории"; "Великий гунн"; "Дмитрий Донской" в Ridero. Сторонник евразийской истории возникновения России с корнями ее в Золотой Орде и предшествовавших ей государств Евразии, начиная от скифских царств, империи гуннов.
Запись опубликована в рубрике История Евразии с метками гунны, Евразия, Казаки, Ордынское прошлое России, скифы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий