О языке англосаксов и тюрок (памяти Мурада Аджи)

В английском языке много слов, схожих по звучанию и значению (!!) с татарскими,  к примеру: аrch – арка, спина; base – основание, база; body тело, организм, туловище; bigбольшой, высокий; buter – мешать, перемешивать; baby – ребенок; bear – медведь (у татар - волк); humanе  - человечный, общенародный; dialogue диалог, говорить; historical исторический, памятный; cap коробка, шапка, крышка; man – человек, некий человек; old – старый, старший; order – порядок, приказ, государство; resolution – решение, резолюция, согласие; sensual чувственный, чувствительный; say – говорить, сказать; tell – сказать, говорить, язык; teeth зубы; tank – бак, цистерна, тело; top – верх, высший, главный; duck утка (у татар - урдак); show  - показ, спектакль, шуметь; sugar сахар; joke шутка, озорной; era эра, крупный, большой; young – молодой, юный, новый.

Означает ли это, что татары более европейцы, чем, например, славяне? Ведь славянские языки значительно дальше отстоят от языков англосаксов. Если англосаксонские языки ближе к тюркским наречиям, где и когда произошло взаимодействие? Причастны ли к этому гунны, более восьмидесяти лет господствовавшие в Европе начала первого тысячелетия, или еще кто из более древних пришельцев туда из Азии?

Современная Европа начиналась на Алтае, в Сибири, считал известный писатель-тюрколог Мурад Аджи, приводя в своих многочисленных работах примеры тюркских следов в Западной Европе. В т.ч., писал он, еще в середине первого тысячелетия «в Бургундии говорили по-тюркски и писали рунами, о чем можно узнать даже сегодня в музеях самой Бургундии»[1].

Мурад Аджи не был принят в официальных научных кругах, но вместе с Львом Николаевичем Гумилевым, стал наиболее известным современным исследователем, кто писал об истории тюрков.

Или другой пример, вновь не из официальных исторических источников... Из недавно вышедшей автобиографической книги народного певца России  Рената Ибрагимова читатель узнает, что между шотландской волынкой и музыкальными инструментами волжских булгар Средневековья есть много общего. Так же песни и пляски ирландцев сходны с таковыми у современных татар. В советские времена ему стоило немалых трудов получить доступ к историческим архивам в Казани по истории музыкальной культуры волжских булгар III – XIII вв., имевших гриф «секретности». В результате своих научных поисков Ренат Исламович пришел к выводу, в т.ч. ссылаясь на труды древнегреческого философа IV в. до н.э. Платона, что задолго до гуннов «тюркские пастухи кельты со своими стадами пересекли Ла-Манш и осели на Британских островах, дав им названия Ирланд и Шотланд»[2].

Быть может, они были теми самыми “ar”, что в древнетюркском словаре означается: рыжий», бурый», «красноватый[3]? Ведь древние китайцы алтайских тю-кю, динлинов называли «высокорослыми, рыжими, голубоглазыми»

Эти два примера из неофициальных источников заставляют задуматься  над многими нестыковками истории, на что уже невозможно не обращать внимание. И есть признанный исторический труд единственного очевидца событий V века, с описанием быта гуннов в ставке Аттилы, грека Приска Панийского. В его работе приводится, в т.ч. яркий пример отношения к личной гигиене у гуннов. Приск увидел там общественную каменную баню! Найти что-либо в литературе о существовании общественных бань в Западной Европе до XIX века невозможно - там их не было! Римские термы не в счет, т.к. доступ к ним был лишь у патрициев, остальные, иногда, мылись в бочках с водой.

Так почему же современные авторы убеждают нас в «диком варварстве» тех, кто восемьдесят лет господствовал в Европе, придя туда с железным оружием, которого не было у римлян с вооружением эпохи бронзы, и лучшими в мире сложносоставными луками?! Более того, они привезли туда свои семьи на четырехколесных телегах, о которых европейцы тогда не имели представления, катаясь в неудобных двухколесных кибитках и колесницах.

В первую очередь русским историкам, занятых подтверждением тезиса «о славянском братстве восточно-европейских народов», стоит задуматься над этим. Нравится кому или нет, но те, кого назвали великороссами, являются наследниками Золотой Орды, а значит и наследниками предшествующих ей евразийских империй.

[1] Аджи М. Великая степь. Приношение тюрка. Москва: АСТ, 2014. С. 145.

[2] Ибрагимов Р. Избранное (издание второе, дополненное): Казань: Идел-Пресс, 2017. – 320 с.

[3] Древнетюркский словарь. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1969. / под ред. В.М. Наделяева, Д.М. Насилова, Э.Р. Тенишева, А.М. Щербака.

Об авторе Сабит Ахматнуров

Ахматнуров Сабит Садыкович. Родился в г.Иркутске, живет в таежном поселке на западном побережье Байкала в Иркутском районе. Автор научно-популярных, публицистических и художественно-исторических книг. В 2011 г. в издательстве «Феникс», г. Ростов-на-Дону вышла первая историческая повесть «Дмитрий Донской». В 2015 г. книга "Аттила - повелитель гуннов", изд. "Алгоритм", где в форме повествования изложена история гуннов от начала первой империи Хунну в III в. до н.э, до распада европейской державы Аттилы в V в. н.э. В 2015 г. в издательстве "Алгоритм" вышла историко-публицистическая работа "Распад тюркского каганата". В 2017 г. новая книга - "Казаки Золотой Орды", изд. "Алгоритм". В том же 2017 г. дополнительно изданы: "Гунны. Начало истории"; "Великий гунн"; "Дмитрий Донской" в Ridero. Сторонник евразийской истории возникновения России с корнями ее в Золотой Орде и предшествовавших ей государств Евразии, начиная от скифских царств, империи гуннов.
Запись опубликована в рубрике История Евразии с метками англосаксонские языки, гунны, Наследники Золотой Орды, тюрки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: О языке англосаксов и тюрок (памяти Мурада Аджи)

  1. Уведомление: Скифы и гунны. Кто они? | Евразия

Оставить комментарий