О гуннах и древних германцах в Европе

Когда пишут о неком «нашествии» гуннов в Европу - это неверная трактовка тех исторических событий, т.к. речь не может идти о каком-то военном походе или явлении военного плана, исчисляемого несколькими годами. Официально признается, что господство гуннов в Европе продолжалось около восьмидесяти лет. За это время кочевники с их союзниками аланами и теми, кого сегодня называют  германскими народами (варварами), завоевали практически все европейские земли и племена к северу римской limes1. Сыновья вождей кочевников становились вождями варварских племен, оседали в сельской местности и появились в городах Римской империи.

В этой связи очень туманной представляется история неизвестных ранее германских племен, которые в период Великого переселения народов вдруг предстают необычайно мощной силой, сокрушившей Великую Римскую империю. Так называемые варварские нашествия на римские владения начинаются на рубеже 1-го тыс. до н.э. и 1-го тыс. н.э., но сведения о происхождении тех варваров, их языках  весьма противоречивые и до сих пор являются предметом дискуссий ученых. И первое упоминание античных авторов о гуннах в Европе содержится в «Географии» Птоломея (ок. 90 – ок. 160 гг. н.э.).

Позже гунны, почему-то, «исчезают» из историографии или, что более вероятно, исчезают письменные источники о гуннах, вплоть до появления в IV в. описания Аммианом Марцеллином «ужасных» и «страшных» завоевателей с востока. Но это вовсе не означает их отсутствия в Европе начала новой эры и может быть связанно с утратой или сознательным уничтожением записей об их жизни в I – III  вв., вплоть до неожиданного разгрома ими в 374 – 375 гг. аланов и готов Северного Причерноморья. В дальнейшем аланы и готы, по крайней мере, в большей части своей, наряду со многими племенами, именуемые германскими, длительное время называются в числе союзников гуннов.

Это то, что касается античных источников. Но читая древние саги и песни потомков германцев о тех временах, мы отчетливо видим, например взаимоотношения между гуннами и бургундами на равных, хотя, порой и напряженные. Создается впечатление, что речь идет о схожих по духу и образу жизни народах, для которых и божий храм был одинаково священным местом, а женой Аттилы назвается бургундка Кримхильда.

«…Раздору бы начаться державный Этцель не дал.

Вот почему смирила свой нрав его жена,

Хоть ненавистью к родичам была, как встарь, полна.

Стояли два бургунда у входа в божий храм, 

И только на две пяди они по сторонам

Неспешно отступили, когда Кримхильда к ним

Высокомерно подошла со всем двором своим.

Побагровели гунны от дерзости такой

И дать уже бургундам готовы были бой,

Но вовремя сдержались — внушал им Этцель страх,

И дело, к счастью, кончилось лишь толкотнёй в дверях»[3].

В этой связи подробнее остановимся на германских племенах Европы, а точнее, на варварских нашествиях  на Римскую империю, в  т. ч. с анализом фундаментального труда известного французского историка прошлого столетия, Люсьена Мюссе «Варварские нашествия на Европу: Германский натиск»[4].

Римляне называли германцев варварами. Сами германцы называли себя  Deutsche. Тацит возводил германцев к общему предку, Манну («человеку») и троим его сыновьям[5]. Это может быть важно, так как в тюркском языке man означает «некто», «некий человек»; «кто-то»; «идет тот, кого давно ждали». Кто-то назовет это случайным совпадением, но таких совпадений в языках англосаксов и тюрок оказывается много, слишком много, чтобы называть случайностью.

По Л. Мюссе, германские племена начинают свое продвижение из Скандинавии. Но так ли это? Юлий Цезарь в описании образа жизни германцев отмечал, что они мало занимались земледелием, а пища их подобна скифской и состояла из молока, сыра и мяса[6]. О том, что германцы являлись сарматами, писал русский историк В.Н. Татищев[7].

И потомки польской аристократии, шляхты в числе своих предков до настоящего времени называют кочевников сарматов, в отличие от славянских предков простого народа. Иосиф Флавий считал готов скифским народом, о чём упоминал Иордан[8]. О том, что готы были кочевниками, писали и другие авторы. Если же готов признать потомками скифов или сарматов в Причерноморье, тогда многое может проясниться в истории Европы.

Считается, историки Античности в своих работах опираются на письменные памятники, тогда как историки раннего Средневековья почти полностью их игнорирует за отсутствием таковых. Удивительно, не правда ли?! Европейские письменные источники античных времен сохранились, а источники раннего Средневековья – исчезли!  И потому в описании событий той эпохи часто строятся предположения.

И Люсьен Мюссе о готах писал как о степных кочевниках или полукочевниках. Правда, называя их, как и аланов, степными кочевниками, считал их персами, более цивилизованными, чем гунны. Это обычные идеологические издержки историков прошлого, так как многие европейские авторы не допускали даже мысли, что предки части западноевропейских народов и аланы могли, как гунны иметь одни корни с кочевыми тюрками.

И так, достоверные сведения о месте зарождения германских племен, в т.ч. готов, их языках отсутствуют. Язык готов относят к умершим  восточногерманским диалектам. Таковыми же называют бургундский, вандальский, ругский, бастарнский и некоторые др. Вот что о языке готов писал сам Люсьен Мюссе: «…Этот язык быстро исчез, а его документы преследовались как арианские»[9].

Что означает преследование документов на готском языке объяснять особо не надо – они попросту уничтожались в кострах святой инквизиции. В то же время, как отмечает Юрий Николаевич Дроздов, антропонимика готов, как и многих других германских народов, убедительно свидетельствует о тюркскоязычности. Например, все имена готских правителей образованы по единой грамматической схеме: прозвище или имя плюс слово арих или ерих, которое является несколько искажённым древнетюркским словом arїγ (арыг). В данном контексте оно переводится как «благородный». На основании письменных источников античности относительно этнонимии, западноевропейские племена, населяющие с древнейших времен даже Британию, Ю.Н. Дроздов называет тюркскоязычными[10].

История освоения Британии остается проблемой исторической науки - не сохранились источники с описанием тех событий. Считается, что автохтонное мужское население Британии уничтожалось, но каким образом происходила замена местного языка на английский, неясно. Англосаксы в Британию принесли руническое письмо, которое, по мнению ряда исследователей, впервые во II в. появилось в Дании. А по нашему мнению, особых различий между тюркскими и германскими рунами нет. И вовсе не случайно первым, кто расшифровал надписи на памятниках тюркскому полководцу Кюль-тегину и Бильге-кагану, найденные в долине реки Орхон был датский ученый Вильгельм Людвиг Томсен в 1893 г. Он использовал свои знания германской руники, а первым словом он прочел - «Тенгри».

Изучение древних захоронений в Западной Европе показало, что между концом римской эпохи – началом V в. и серединой VI в. коренным образом меняется обряд погребения. Из евразийских степей варвары принесли существенные технические новшества, внесли изменения в греко-римскую эстетику и искусство. Археологическая школа последователей  Э. Салина и А. Франс-Ланора показала техническое превосходство варваров в металлургии и ружейном деле в сравнении с таковым у римлян. Варвары довели до совершенства, ремесленные технологии в области изготовления сплавов металлов, закалки, ковки, сварки. Они изготовляли специальную сталь для лезвий мечей и топоров, которая оставалась непревзойденной вплоть до XIX в. и превосходила все то что могло дать серийное производство на мануфактурах поздней Римской империи[11].

Эра нашествий совпала и с новой эстетикой, которая на три-четыре века воцарилась на развалинах греко-римского классического искусства. Проблемой для западных ученых стало то, откуда происходило это обновление? Связаны эти изменения с искусством степняков или с изменениями вкусов самого римского общества? Как бы то ни было, в ювелирном искусстве появляется анималистический декор и новые технологии, подобные скифским. Еще большие размышления вызывают предположения о происхождении слова «варвар» (barbar), как производного от barbaricum opus «златокузнечество», barbaricanrius «золотильщик, ткач по золотой нити»[12].

Кинжал с ножами из царского кургана Аржаан-2. Железо, золото. Литье, ковка, резьба, аппликация. Середина 1-го тысячелетия до н.э. Национальный музей Республики Тыва им. Алдан Маадыра. Фото М. Чооду

 

 

Что это, как не приход в Западную Европу с гуннами потомков азиатских скифов, в том числе и аланов, с ювелирным искусством в золоте и звериным стилем! И кто на самом деле были древние германцы? Превосходные ювелирные изделия и железное оружие, украшенное золотым орнаментом с датой их производства в середине 1-го тысячелетия до н.э. в музеях Южной Сибири, Республики Тыва и Алтая из раскопок царских курганов не оставляют сомнений в том, что изначально все это научились делать азиатские мастера. В Европу подобные изделия пришли много позже.

Кроме того, названия гуннских племен «кутургуров», «утургуров» и др., не сильно отличаются от «гермундуров», указанных Люсьеном Мюссе в числе предков тюрингов. И прав был Д.И. Иловайский, что после распада царства Аттилы, племена в Европе его составлявшие никуда не исчезли, и продолжили жить под другими названиями[xiii]. И нет ни одного письменного свидетельства о каких-либо антропологических, расовых различиях гуннов и германцев. Чего и быть не должно, если вспомнить голубоглазых, светловолосых динлинов, усуней, кыргызов и предков кипчаков Саяно-Алтая в конце 1-го тысячелетия до н.э., которые были составной частью народов империи Хунну, а за тем, вероятно, и европейской державы Гуннов.

Процессы внедрения кочевников в Европе с последующей ассимиляцией среди ее оседлого населения мало отличались от таковых в Китае, Персии или Индии. А потому в Европе не только инквизиция в борьбе с арианской ересью, стала причиной исчезновения тюркского языка. Вся история кочевников свидетельствует о переходах потомства завоевателей кочевников, иногда уже через два – три поколения на язык автохтонов. Ведь детей им рожали местные женщины, они их растили и воспитывали на своих языках. Вспомним и о малочисленности кочевых воинов в сравнении с завоеванным ими многочисленным оседлым населением. В Западной Европе остались лишь так называемые тюркизмы, как например, около 400 слов в английском языке. Только благодаря арианству с руническими текстами Священного Писания и проповедям на тюркском языке, он кое-где сохранялся в Европе вплоть до IX – X вв.

ВЫВОДЫ

  1. В свете открытий археогенетиков и лингвистов в XXI в. проясняются белые пятна античной и средневековой истории Европы, о которых не сохранились письменные сведения. И отсутствие сведений о гуннах с I по IV вв. с распространением тюркоязычных (тюркскоязычных) этнонимов и терминов в Европе, наряду с неожиданным появлением там многочисленных германских народов, не может быть простым совпадением.
  2. Степные кочевники в Европе могли стать родоначальниками многих народов, в т.ч. тех, кого историки назвали германскими варварами. И не случайно божий храм в Песне о Нибелунгах был одинаково священным местом для гунннов и бургундов.
  3. Скифские анималистические традиции в искусстве, технология металлургии с изготовлением оружия из особой стали пришли в Западную Европу из центра Азии с гуннами, что подтверждается археологическими находками.
  4. Не могли европейские всадники-рыцари вдруг появиться из ничего. Эти воины продолжили традиции кочевых воинов, в т. ч. переняли их защитную броню, первые образцы которой использовались в Центральной Азии за тысячу лет прежде.
  5. Через несколько поколений происходит полная ассимиляция гуннов, аланов, готов и других кочевых обитателей Северного Причерноморья начала 1-го тысячелетия н.э. в автохтонах Европы с переходом потомков на флективные индоевропейские языки. Так бывало во все времена с евразийскими кочевниками на завоеванных ими землях.
  6. Письменные свидетельства об общей истории гуннов и германских народов, их первые Священные Писания с большой долей вероятности были уничтожены в кострах инквизиции периода борьбы с арианской ересью. Поэтому нет сведений о гуннах с I по IV вв., тогда как упоминание о них в Европе найдено в «Географии» Птоломея от II в.
  7. В кострах инквизиции могли сгореть практически все письменные свидетельства истории Европы поздней Античности и раннего Средневековья, потому столь часто строится она на догадках и предположениях.

Из книги Сабита Ахматнурова «Кочевники Евразии: от ариев до Золотой Орды». М.: Алгоритм, 2019.

[1] Limes – границы владений Римской империи.

[2] Этцель – Аттила.

[3] Песнь о Нибелунгах. Режим доступа: ttp://librebook.me/das_nibelungenlied/vol1/1

[4 Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу: германский натиск; пер. с фр. А.П. Саниной. СПб.: Евразия, 2008. 399, [17] с.

[5 Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу: германский натиск; пер. с фр. А.П. Саниной. СПб.: Евразия, 2008. С. 13.

[6] Юлий Цезарь. Записки о галльской войне. СПб, 1998. С.167 // Дроздов Ю.Н. Тюркскоязычный период европейской истории. М.; Ярославль: ООО ИПК «Литера», 2011. С.221 – 222.

[7] Там же.

[8] Иордан. О происхождении и деяниях гетов. М., 1960. С. 66.

[9] Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу: германский натиск; пер. с фр. А.П. Саниной. СПб.: Евразия, 2008. Примечания. С. 332 – 333.

[10] Дроздов Ю.Н. Тюркскоязычный период европейской истории. М.; Ярославль: ООО ИПК «Литера», 2011. С. 133, 276.

[11] Salin  и France-Lanord/ Le fer a”lepoque merovingienne, а также работы одного Салина: La metallurgie du fer au lendemain des grandes // CRAI, 1956. P. 24 – 29; Les techniques de la damasquinure; La civilization merovigienne // Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу: германский натиск; пер. с фр. А.П. Саниной. СПб.: Евразия, 2008. С. 254.

[12] Sinnigen W.G. Barbaricarii, Barbari and the Nititia Dignitatum // Latomus, XXII, 1963. P. 806 – 815.) // Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу: германский натиск; пер. с фр. А.П. Саниной. СПб.: Евразия, 2008. С. 196.

[13] Иловайский Д. Начало Руси. М.: Алгоритм, 2012. С. 320 – 334.

Об авторе Сабит Ахматнуров

Ахматнуров Сабит Садыкович. Родился в г.Иркутске, живет в таежном поселке на западном побережье Байкала в Иркутском районе. Автор научно-популярных, публицистических и художественно-исторических книг. В 2011 г. в издательстве «Феникс», г. Ростов-на-Дону вышла первая историческая повесть «Дмитрий Донской». В 2015 г. книга "Аттила - повелитель гуннов", изд. "Алгоритм", где в форме повествования изложена история гуннов от начала первой империи Хунну в III в. до н.э, до распада европейской державы Аттилы в V в. н.э. В 2015 г. в издательстве "Алгоритм" вышла историко-публицистическая работа "Распад тюркского каганата". В 2017 г. новая книга - "Казаки Золотой Орды", изд. "Алгоритм". В том же 2017 г. дополнительно изданы: "Гунны. Начало истории"; "Великий гунн"; "Дмитрий Донской" в Ridero. Сторонник евразийской истории возникновения России с корнями ее в Золотой Орде и предшествовавших ей государств Евразии, начиная от скифских царств, империи гуннов.
Запись опубликована в рубрике История Евразии с метками Аттила, гунны, древние германцы, кочевники, руны, скифы, тюрки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.