Наследники Золотой Орды

Двуглавый орёл на монетах хана Джанибека    Сколько не лили историки чёрные краски, изображая великую империю, основателем которой стал Чингисхан, и не пытались найти истоки российской государственности в Киевской Руси, не сумели они избавить мир от восприятия России как наследницы Золотой Орды. Непросто оказалось спрятать её ордынские корни. Это территория и народы средневековой империи, плавно перешедшие в подданство Московии, сохранившие свой образ жизни в ареалах обитания - только ясак стали платить не в Сарай, а в Москву. Это и самодержавный стиль управления, столь характерный для Золотой Орды, где порядок держался на сильной центральной власти (ослабление власти практически всегда сопровождалось центробежными явлениями). Это  сохранение региональных языков с верованиями, несмотря на некоторые попытки обращения в православие инородцев, как называли народы России чиновники. Таким образом, московские, а за тем  питерские правители практически следовали конституции (Ясе) Чингисхана в соблюдении прав народов Великой Степи.

    Что же изменилось в Московской Руси по сравнению с её предшественницей? Изменилось соотношение сил между бурно растущими городами и кочевой степью. До XIII – XIV вв. в преимуществах мобильных, привычных к войне всадников не приходится сомневаться. С древних времён лучники степняки, мастерски владеющие лёгкой саблей, имели подавляющее превосходство над малоподвижными, хотя и физически может быть более сильными воинами из горожан и земледельцев. Но в XIV – XV вв. появляется и совершенствуется огнестрельное оружие, развивается парусный флот, сделавший жителей морских городов несравненно мобильнее кочевников. Происходит бурный обмен информацией и взаимопроникновение различных мировых цивилизаций. С эпохой Возрождения, начавшейся в Европе, всякие разговоры о могуществе Великой Степи уходят в прошлое, начинается эра англо-саксонской цивилизации. В соприкосновение с ней первыми вступают жители русских княжеств на западных окраинах начинающей распадаться слабеющей Золотой Орды.

     В поисках выхода ордынские правители пытаются проводить всевозможные реформы, в том числе вводят единую государственную религию, которой хан Берке, а за тем хан Узбек избрали ислам. Только то, что оказалось полезным для Османской империи, в Золотой Орде не случилось. Несомненные преимущества сплочения людей принятием единой веры для Орды обернулось трагедией. Нарушение основ Ясы Чингисхана в части равенства вероисповеданий привело к массовому бегству несогласных с исламом ордынских несториан, православных в Москву и другие русские княжества, возникли бунты в племенах тенгриан и шаманистов, отделились ордынские казаки.  В результате образуется несколько враждующих между собой независимых государств, а центр силы неуклонно перемещается в Москву (С.Ахматнуров, «Дмитрий Донской», 2011).

    Нам бы задуматься сегодня об истоках возникновения и подъёма самой могущественной Империи всех времён и народов, основателя которой ЮНЕСКО назвала человеком второго тысячелетия. Ещё более следовало бы изучить процессы её распада - они не так уже сильно отличались от того, что произошло с Россией в ХХ веке. В первую очередь над этим задуматься бы историкам великороссов - самому молодому, а потому сильному этносу Евразии, в число которых входят миллионы обрусевших потомков обитателей Великой Степи, ныне клянущих «ненавистное татарское иго». Да чего там «татарское иго», сегодня проклинают и недавнее советское прошлое России, как до этого проклинали царизм «иваны не помнящие родства».

    На государственном уровне понимание Московской Руси и Российской империи как правопреемницы Золотой Орды, о чём гениально писали великие евразийцы сто лет назад,  может изменить отношение людей разных национальностей к русскому народу, предки которого сумели когда-то объединить разрозненные, враждующие между собой осколки Империи Чингисхана. Пока же кроме взаимных обвинений и оскорблений в средствах массовой информации и сетях интернета мало что есть, а процесс распада может продолжиться…

Об авторе Сабит Ахматнуров

Ахматнуров Сабит Садыкович. Родился в г.Иркутске. Врач-психиатр, кандидат медицинских наук, автор научных, научно-популярных, публицистических работ и статей. Второе образование "История искусства и этики" В 2011 г. в издательстве «Феникс», г. Ростов-на-Дону опубликована историческая повесть «Дмитрий Донской». В 2015 году в издательстве "Алгоритм" вышла книга "Аттила - повелитель гуннов", позволяющая читателю увидеть историю Евразии, начиная с III века до н.э. В 2015 г. в издательстве "Алгоритм" вышла ещё одна книга автора: "Распад тюркского каганата".
Запись опубликована в рубрике История России с метками Московская Русь, Наследники Золотой Орды, ордынские корни, яса Чингисхана. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий