Литва и Москва в XV – XVI вв. Борьба за наследие Золотой Орды

        После похода эмира Тимура на Золотую Орду в 1396 г. Улус Джучи как единое государство перестал существовать. Важнейшие города приходят в упадок или полностью исчезают. Была разрушена вся организация внутреннего управления Золотой Орды и уничтожена сеть ямских сообщений – основы коммуникаций некогда могущественного государства. Сотни тысяч людей, занятых в хозяйственных службах торгового и политического центра, сотни тысяч обслуживающих пути сообщения и речные переправы, были согнаны со своих мест и должны были искать места для дальнейшего существования. Казачьи городки от устья Хопра до низовьев Дона были разрушены[1]

    После разгрома меняются отношения Орды с Литвой.  Тохтамыш бежит к князю Витовту, приведя с собой значительную группу татар. Часть из них, получив землю для поселения близ Трокая,  с. «Сорок татары», стала ядром, вокруг которого собирались другие выходцы из разгромленного Улуса Джучи, и центром формирования особых войсковых подразделений литовских татар. Выходцы из Орды селились в Литве по кланам, которые становились основой для военно-административного деления и деления на полки – хоругви[2]

    Современные историки называют их «служилыми татарами», но не казаками. Хотя выше мы приводили пример из хроники тех времен, где говорилось, что царевич Тохтамыш начинал своё восхождение на трон Золотой Орды именно с казаками и сам козаковал. Возможно, многие его казаки ассимилировались в польско-литовской среде, в том числе полностью перешли на славянский язык, который считают одной из характерных примет литовских татар.

    Золотая Орда вступает в полосу  длительного кризиса.Полный распад происходит в течение XV в., когда образовались новые соперничающие между собой тюрко-татарские ханства: Астраханское, Казанское, Казахское, Касимовское, Крымское, Сибирское, Большая Орда и др. Большая Орда как бы являлась наследницей центральной части и трона бывшей Золотой Орды[3] 

    После смерти великого князя Дмитрия Донского в 1389 г. московский престол занял его сын Василий I, женатый на дочери великого князя Литовского Витовта. Родственные отношения давали право вмешиваться тому в дела своего зятя; продолжалось наступление Литвы на земли, принадлежавшие русским князьям. Ещё неспособная в полной мере отражать наступление литовских войск Москва отступала. Возникла угроза полного поглощения московских земель Литвой.

     И здесь решающую роль в российской истории сыграли массы бездомного люда, появившиеся в северо-восточных русских княжествах после ордынского погрома, учинённого Тимуром. Они послужили кадрами для формирования служилых казаков Московского княжества. Это было первое появление казаков в Московии. Русские князья получили возможность иметь собственные постоянные войска[4]. Казаки стали основой формирования войск зарождающейся Московии. Создавалась воинская сила, способная противостоять литовцам, в том числе с её татарами и казаками[5].

       В тот же период времени произошло ещё одно важнейшее событие, на котором не особо фиксируют внимание историки. Поставленный Тимуром хан Большой Орды Тимур-Кутлуг потребовал от литовского князя Витовта выдачи ему Тохтамыша, но получил отказ. Это послужило началом войны, закончившейся поражением Литвы в битве у реки Ворксла (левый приток Днепра).

     Согласно русской летописи, перед битвой у Воркслы князь Витовт говорил: «…Посадим во Орде на царство его царя Тохтамыша … и то всё будет наше и царь наш, и мы не только Литовскую землю и Польскую владети имати …но и всеми вместе княжени русскими». Сражение произошло 12 августа 1399 г. Войско Витовта оказалось разбито. Погибло много князей, в том числе герои Куликовской битвы Дмитрий Баброк, Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский, многие другие Гедеминовичи и Рюриковичи. Самому Витовту посчастливилось убежать «в малой дружине… коней переменяючы». Убежал в Сибирь и Тохтамыш. Там он впоследствии был убит[6].

    Поражение литовско-польско-русско-татарского войска (основная часть народа Литвы того времени говорила по-русски или по-белорусски считает М. Голденков[7]) русские историки оценивают неоднозначно. Кто-то «льёт слёзы» из-за очередного возвышения Орды и продолжения татаро-монгольского ига. Другие, наоборот, считают за великое благо, что Витовт и Тохтамыш проиграли, и продлилось ордынское правление, не позволившее Литве подчинить Москву. Сложись иначе, возможно, история Восточной Европы действительно могла стать другой…

    В 1409 г. из Сибири к Витовту в Литву прибыл с отрядом сын Тохтамыша царевич Джелал-эд-Дин. Он принял участие в войне с Орденом 1409-1411 гг., в т.ч. в Грюнвальдской битве (1410),где татары, прежде всего воины Джелал-эд-Дина, а также татары [казаки], которые поселились на литовских  землях ранее, вместе с литовцами и поляками, бились с крестоносцами. Вот что об этой битве писал А.А. Гордеев: «…Они [Витовт и Ягайло. – Прим. авт.] собрали войска, в состав которых, кроме польских и литовских, вошли и русские: Смоленского, Витебского, Полоцкого, Киевского и Пинского княжеств [входили в состав Литвы – Прим. авт.] и 37 тысяч казаков, состоявших со времени Гедемина на службе литовских князей»[8]

    Немецкие хроники, чтобы объяснить причину поражения крестоносцев в битве под Грюнвальдом, называют очень большое количество татар на стороне Витовта — от 20 до 40 тысяч.

    Как видим, в зависимости от предпочтений авторов происходит «путаница» в определении казаков и татар, их участия в важнейших исторических событиях того времени. То же мы наблюдаем сегодня. Если Андрей Гордеев называл татар в Грюнвальдской битве казаками, известный татарский историк Искандер Измайлов считает, что это татарские хоругви сыграли важную роль в военной истории Речи Посполитой, став опорой королевской власти и регулярного войска. «Десятки тысяч татар – наследников Золотой Орды – на протяжении нескольких столетий были частью сословий, высших и низших, польского и литовского общества, верой и правдой служа своей новой отчизне, оставив глубокий след в истории и культуре Польши и Литвы»[9]

    После ордынского погрома Тимуром многие казаки и татары, откочевали в Московию, Крымское ханство и Литву. Впоследствии этих казаков иногда будут называть татарами и, наоборот, татар – казаками. Но ясно одно: ордынские воины сыграли важную роль в формировании Польско-Литовского государства и Московии, став их воинской силой. Произошло то же, что и всегда во взаимоотношениях кочевых и оседлых народов – взаимная интеграция по Н.Н. Крадину[10], когда кочевники становились если не во главе, то ратной силой оседлых народов.


[1] Гордеев А.А. История казачества. М.: Вече, 2014. С. 67.

[2] Мухлиньский А. 1857; Гришин Я.Я. 1955; 2000; Измайлов И. Войны на Западе. Польша и Литва // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. 3: Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV вв. Казань, 2009. С.  518 – 528.

[3] Усманов М. // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. 3:  Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV вв. Заключение. Казань, 2009. С. 731 – 734.

[4] Гордеев А.А. История казачества. М.: Вече, 2014. С. 68.

[5] Еще ранее в Москву и другие русские города из Орды потянулись ее аристократы со своими воинами, не пожелавшие принимать ислам, объявленный ханом Узбеком государственной религией Улуса Джучи.

[6] Канапацкий И. Режим доступа: muslimby.info  21/02/2013.

[7] Голденков М. Утраченная Русь / под ред. В. Ивлевой. Минск: Букмастер, 2014.

[8] Гордеев А.А. История казачества. М.: Вече, 2014. С. 69.

[9] Измайлов И. Войны на Западе. Польша и Литва // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. 3: Улус Джучи (Золотая Орда). XIII  – середина XV вв. Казань, 2009. С.  518 – 528.

[10] Крадин Н.Н. Кочевые общества (проблемы формационной характеристики). Владивосток, 1992. С. 166, 178 // Крадин Н.Н. Кочевники в мировой истории. Режим доступа: https://www.socionauki.ru/journal/articl les/258187/

Из книги «Кочевники Евразии: от ариев до Золотой Орды». М.: Родина, 2019.

Об авторе Сабит Ахматнуров

Ахматнуров Сабит Садыкович. Родился в г.Иркутске, живет в таежном поселке на западном побережье Байкала в Иркутском районе. Автор научно-популярных, публицистических и художественно-исторических книг. В 2011 г. в издательстве «Феникс», г. Ростов-на-Дону вышла первая историческая повесть «Дмитрий Донской». В 2015 г. книга "Аттила - повелитель гуннов", изд. "Алгоритм", где в форме повествования изложена история гуннов от начала первой империи Хунну в III в. до н.э, до распада европейской державы Аттилы в V в. н.э. В 2015 г. в издательстве "Алгоритм" вышла историко-публицистическая работа "Распад тюркского каганата". В 2017 г. новая книга - "Казаки Золотой Орды", изд. "Алгоритм". В том же 2017 г. дополнительно изданы: "Гунны. Начало истории"; "Великий гунн"; "Дмитрий Донской" в Ridero. Сторонник евразийской истории возникновения России с корнями ее в Золотой Орде и предшествовавших ей государств Евразии, начиная от скифских царств, империи гуннов.
Запись опубликована в рубрике История Евразии с метками разгром Золотой Орды. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.