Гунны

Тысячи лет в Евразии процессы интеграции племён и народов сменялись распадами на отдельные государства, княжества. Причины тому разные, но неизменно появлялся новый, более сильный этнос, под знамёнами которого  вновь и вновь объединялись в чём-то схожие или несхожие, этнически комплиментарные[1]  народы, проживавшие на земле от Карпат до Тихого Океана. Отец истории Геродот говорил о могуществе скифских кочевников. Не обходили вниманием авторы гуннов, тюрков или «монгол»[2]. Вот только краски для них подбирались преимущественно чёрные, а в большинстве российских, советских источников прослеживалось пренебрежительное отношение к древним обитателям Великой Степи.

В XIX веке западные учёные сформулировали концепцию, согласно которой только осёдлые народы создавали прогрессивные цивилизации. В общественном сознании культивировалось мнение о превосходстве европейской цивилизации и запоздалом к ней приобщении России, якобы начавшееся лишь со времён Петра I. Никто не объяснял, почему, к примеру, наскальные изображения лошади людьми эпохи палеолита, обнаруженные у деревни Шишкино в Иркутской области, мало чем отличаются от древних рисунков в Пиндале и Кастильо на севере Испании, Фон-де-Гом и Ляско во Франции[3]? А единый «звериный  стиль» высокого искусства кочевых обитателей Великой Степи и археологические открытия в Центральной Азии, на Алтае, в предгорьях Саян? Они в корне меняют оценку роли народов Сибири и центра Азии в истории человечества!

В конце IV века  никто не смог соперничать с мобильной армией гуннов, вооружённой самыми совершенными на тот период сложносоставными луками и железным оружием, какого не было у римлян[4]. Но историки, а вслед и писатели упорно твердят о неких варварах[5] с дубинками наперевес, совершивших набег на Европу. Вот только «набег» оказался столь длительным, что более восьмидесяти лет она находилась под властью гуннских царей, а восточная и западная части Римской империи платили им дань! Не случайно на разные лады пересказывалась легенда о якобы найденном в поле «волшебном мече» Аттилы, благодаря которому он стал непобедимым… Конечно, откуда ещё взяться мечу у тех, кто воевал дубинами?! А четырёхколёсные телеги гуннов? В Европе до их пришествия знали только неудобные двухколёсные повозки и колесницы. Можно провести параллели между средствами коммуникаций и оружием гуннов начала новой эры с непревзойдённым советским стратегическим бомбардировщиком  двадцатого века ТУ-160 «Белый лебедь», называя его создателей «дикими варварами»!

В исторической науке признают две основные концепции развития мира:  всемирно-историческую и культурно-историческую. Но они не дают нам картины развития одной шестой части суши планеты Земля. Первая, признаёт прогрессивной только культуру романо-германской Европы, относя остальные в разряд «диких» и «отсталых» народов («евроцентризм»).  Её сторонники рассматривают кочевые народы Центральной Азии, в том числе и великую скифскую цивилизацию, как «варварскую периферию» Китая, Ирана и Византии.  Культурно-историческая концепция, хотя и допускает особенности развития народов в различных уголках  планеты, но не в состоянии дать объяснение внутренним закономерностям развития, например, тюрок[6].

О тюрках разговор особый. Даже напуганные пантюркизмом политики, не отрицали их значения в мировой истории.

Исследователь параллелей эволюции европейских народов профессор В.А. Чудинов (2006)  и вовсе считает, что не случайно в наиболее древних датских хрониках германцы назывались «туркир», т.е. древними германцами были тюрки.

Он заметил: тюркским и германским языкам, в отличие от славянских, присущи закрытые слоги,  а для немецкого и  английского характерно придыхание, особенно после звуков П и Т, т.е., Пх и Тх, что характерно также для тюркских языков кыпчако-огузской групп[7]. Если древние тюрки были преимущественно светловолосыми, удивляться тому не приходиться. Даже слова «кипчак», «печэнэк» у тюрков может означать сухую траву, солому. Этнонимом «половцы» в русских летописях называли светловолосых людей.

Тюрки научили европейцев новым металлургическим технологиям - плавить железо и мастерить изделия из него, когда там железо выжигали из болотной руды. Глядя на них, пришельцев с Алтая, европейские мужчины отказались от юбок и стали носить штаны, считает писатель тюрколог Мурад Аджи[8].

Культура хунну III в. до н.э. – I в. н.э. (археологические раскопки у с. Дурены Республики Бурятия). Из экспозиции Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова. 1). Сошник. Железо (с. Дурены, А.В.Давыдова, 1979). 4-5). Шилья. Железо  (с. Дурены, .В.Давыдова, 1979). 6). Нож. Железо (с. Нижние Дурены, А.В.Давыдова, 1979)

Не любят у нас древнюю историю. В России немного музеев, посещение которых может дать представления о предках, живших  две и более тысяч лет назад. Так,  в 20-е годы прошлого столетия в пригороде города Улан-Уде археологи обнаружили развалины древнего города гуннов. Оружие и предметы быта свидетельствуют о высокой технологии производства, городской, земледельческой культуре великого народа. Но девяносто лет артефактам не находилось места среди экспонатов Музея истории Бурятии! Только с лета 2011 года они стали доступны для всеобщего обозрения…

А много в России людей, посетивших музеи Красноярского края, Республик Тыва, Хакасии, Алтая или хотя бы знающих о представленных там сокровищах древней культуры Сибири?

Например, о железных кинжалах с золотой инкрустацией, изготовленных кузнецами Саяно-Алтая более двух с половиной тысяч лет назад! Дата  их производства достоверно установлена германскими учёными. Это к вопросу о «дикости» сибирских народов.

 Кинжал с ножами из царского кургана Аржаан-2. Железо, золото. Литьё, ковка, резьба, аппликация. Середина 1-го тысячелетия до н.э. Национальный музей Республики Тыва им. Алдан Маадыра. Фото  М.Чооду

  

     Великолепные памятники древней культуры в Минусинском краеведческом музее поражают своим величием! Здесь собраны, оленные камни с древними изображениями и стелы из мест древних захоронений; в музее они расположены таким образом, что у посетителей создаётся впечатление присутствия в местах, где артефакты найдены.

Когда-то сенсацией стал Катандинский курган скифской эпохи, найденный учёным-тюркологом Василием Радловым в 1865 году на Алтае. Он обнаружил «подкурганную мерзлоту». Суть явления в том, что погребальная камера после захоронения заполнилась водой. Вода из-за низких температур замерзла, получился естественный холодильник, в котором тысячи лет сохранялось то, что было погребено. С 1925 года и до середины прошлого столетия исследованием алтайских курганов занимались учёные С.И. Руденко и М.П. Грязнов. Их находки в курганах урочища Пазырык получили мировую известность. Исследования захоронений позволили выделить целую культуру V – IV вв. до н.э. названную «пазырыкской». Изучено пять курганов, в которых хоронили представителей племенной знати[9]. Сохранившиеся предметы быта, конская сбруя, сёдла из резного дерева с богатой меховой и войлочной отделкой, кнуты с резными рукоятками, китайские шелка, ковёр, фрагменты повозок дают представления о жизни людей на Алтае 2500 лет назад.

Другой сенсацией в археологическом мире стало открытие 1993 года, когда при раскопках кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай) обнаружили мумию женщины с прекрасно сохранившимися мягкими тканями тела, татуировками на коже, названную "алтайской принцессой". Раскопками кургана занималась археолог из Новосибирска, доктор исторических наук Наталья Викторовна Полосьмак.  Исследования  показали, что захоронение также относится к периоду пазырыкской культуры Алтая. Мумия лежала на боку. На ней шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик, свидетельствовавшие о высоком статусе её обладательницы.   

В начале  XXI века российско-германская экспедиция в Республике Тыва под руководством Константина Владимировича Чугунова, открыла миру бесценные шедевры, некогда принадлежавшие властителям степей. Обнаруженные сооружения в Пий-Хемском районе под названием «Аржаан-2» представляют сложный комплекс с курганом диаметром 80 м. Самой большой неожиданностью стала находка основного «царского» захоронения, которое осталось нетронутым благодаря расположению. В захоронении обнаружены останки мужчины и женщины с фрагментами одежды, что позволило воссоздать костюмы и многие другие атрибуты царских похорон;  золотые изделия поражают мастерством исполнения, высоким художественным вкусом древних ювелиров.

Тем не менее, жизнь древних обитателей центра Азии  остаётся мало известной. Это следствие предвзятого отношения академической науки к истории народов Евразии. Чего стоит весьма сомнительная гипотеза об иранском происхождении скифов? Если современному кочевнику предгорий Саян сказать, что древние всадники, обитавшие здесь, которые мастерски на полном скаку стреляли из лука и употребляли кислое кобылье молоко, - не его предки, он очень тому удивится! Не удивляются только историки. В тех же китайских источниках, повествующих о древнем государстве в центре Азии IV века до н.э. «Динлин-го»  нет признаков отождествления светловолосых (рыжих), голубоглазых (зеленоглазых) динлинов с персами. Если бы таковые имелись, они нашли бы отражение в исторических источниках. То же справедливо и в отношении древних греческих, римских авторов, писавших о скифах. В последние годы появляется много работ с вескими доказательствами, что скифы в большинстве своём, не были ираноязычными (И.М. Мизиев и К.Т. Лайпанов, 1993; М.З. Закиев,1995, 2003; Г.Файзрахманов, 2000; Мурад Аджи, 2007; Б.А. Жетписбаева, 2006; Ю.Н. Дроздов, 2008; И. Иргит, 2011 и др.). И совершенно непонятно на каком основании так стали считать с середины 50-х годов прошлого столетия. Нет объяснения и тому, куда вдруг исчезли носители иранского языка Великой Степи. Если исходить из гипотезы «иранистов», получается, что устремившиеся на запад в начале новой эры 40 тысяч гуннов так напугали миллионы ираноязычных скифов, сарматов, алан и др., что те в одночасье перешли на тюркский язык и влились в их ряды. Только предки современных осетин не поддались «уговорам» гуннов…

В этой связи, конечно же, более обоснованной представляется точка зрения М.З. Закиева (1995), считающего, что на обширных территориях Евразии в древности жили предки в основном тех народов, которые населяют её и сегодня. С этой точки зрения в киммерийцах, скифах, сарматах и аланах мы должны искать в первую очередь тюрков, славян и финно-угров, а не ираноязычных осетин, которые оставили следы чересполосно только в Кавказском регионе[10].

Есть мнение, что не далее как 4000 – 5000 лет назад и Западная Европа преимущественно использовала тюркие наречия, которые принесли туда представители гаплогрупп R1b1, в генетическом плане являвшиеся ближайшими родственниками носителей R1a1, которые сегодня встречаются среди большинства алтайцев, кыргызов, поляков, украинцев, белорусов, русских, татар. И далее вплоть до Северной Шотландии и Скандинавии. Это проливает свет на сохранившиеся тюркизмы в европейских языках и топонимах. К примеру, такие слова в английском языке, как big, man, say, tell, teeth по звучанию и значению у тюрков практически идентичны.

Русский профессор Гарвардского университета США А.А. Клёсов не сомневается, что гаплотип[11] R1a1 впервые появился в результате мутаций у человечества в Центральной Азии, а за тем распространился на юг и на запад. Разве что не вполне ясен путь миграции их носителей, которых в результате каких-то природных катаклизмов или борьбы за выживание в 3 – 2 тысячелетиях до н.э. вытеснили из Европы «ближайшие родственники», носители гаплотипов R1b1. Лишь тысячу лет спустя здесь вновь происходит перезаселение носителями  R1a1[12].

Обращаясь к истории, невольно убеждаешься, что многие отечественные авторы были зависимы от государственной идеологии и политики, а при написании научных работ следовали устоявшимся парадигмам, чрезмерно почитая мнение корифеев от науки.  Отсюда и бесконечные штампы, передающиеся от одного исследователя другому, отражающие «правильное» представление о жизни и культуре народа в прошлом.

Мы не можем более отделять историю России от скифов или гуннов, как это с лёгкостью делалось в прежние годы.  Ещё Геродот в V веке до н.э. описывал скифскую баню с паром для очищения тела, их удобные одежды;  Приск Панийский в V веке, посетив ставку Аттилы, писал о прекрасных деревянных домах гуннов, одежде, башмаках с каблуками, которые крепились ремнями к стопе - изобретение всадников, последовавшее за стременами[13]. Наконец, в описании Приска нет ни одного слова о внешних различиях гуннов с германцами, славянами или римлянами! Всё это, вероятно, дало основание русскому профессору Д.И. Иловайскому (1832 – 1920) назвать гуннов славянами[14]. Почему писатели стали принимать карикатурные изображения гуннов Аммиана Марцеллина или Иордана с ненавистью рисовавших врагов своего народа «полузверями»  и «недочеловеками», которых никогда не сами видели, непонятно? Безусловно, имелись особенности тех и других: например, гунны, в отличие от греков брили бороды, оставляя только усы. Из-за чего обращалось внимание на их безбородые лица с множеством шрамов. А как им не быть, если под рукой у гуннов не было лезвий «Gillette» и бриться приходилось кинжалами и прочими подручными средствами!

Признание потомками общности с теми, кто тысячи лет назад жил на земле от Карпат до Манчжурии, может стать той самой национальной идеей, о которой так много говорят в России. О том сто лет назад писали великие евразийцы П.Н.Савицкий (1895 - 1968)[15], Н.С.Трубецкой (1890 – 1938)[16] и др. А ещё ранее русские историки А.И. Лызлов (умер после 1696 г.)[17]; В.П. Васильев (1818 - 1900)[18]. Работу М.В. Ломоносова (1711 – 1765) по истории России запретили издавать при жизни. После смерти учёного она вышла в редакции его главного цензора Г.Ф. Миллера. Что там осталось от Михаила Васильевича, неизвестно. Оригинал оказался «случайно» утерян, но великий учёный был в корне не согласен с точкой зрения немца Миллера на русскую историю, которой продолжают придерживаться в академических кругах. Подобное случилось с признанным востоковедом Никитой Яковлевичем Бичуриным (1777 – 1853). После выступления на заседании Российской Академии наук о необходимости многому учиться у великой китайской цивилизации на него ополчились члены академии. Выходцы из Германии, Голландии и других европейских стран формировали тогда евроцентристскую историю России и не могли принять что-либо этому противоречащее.

Научные работы непросты для восприятия, изобилуют массой допущений и оговорок, способных усложнить понимание. В предлагаемой книге даётся повествовательное изложение древней истории Евразии от скифских времён эпохи восточных сарматов до образования центрально-азиатской империи Хунну. В рамках повествования образы участников истории рисуются с допускаемым в этом  жанре включением вымышленных героев и поступков с целью придания динамики и живой картины событий. Сделано это и для того, чтобы у читателя могло сложиться общее представление о Сибири и центре Азии античных времён. Важно понимание – как всё могло быть? Описание одежды, оружия, предметов быта и украшений почерпнуто в музеях Алтая, Восточной Сибири, Краснодарского края, на археологических раскопках в Долине Царей Республики Тыва и в научных публикациях. В этой связи особое внимание заслуживает семитомный сборник оригинальных статей русских и советских исследователей Сибири и Центральной Азии XVII – XX вв., собранных под руководством президента Русского географического общества, министра обороны РФ генерала С.К. Шойгу: «Урянхай. Тыва Дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и её насельниках. Об Урянхае – Танну-Туве, урянхайцах – тувинцах, о древностях Тувы (II тысячелетие до н.э. – первая половина XX в.)», в семи томах. Москва, Слово/Slovo, 2007. Сборник автору подарила заслуженный учитель Республики Тыва Галина Ивановна Черкашина, за что ей огромное спасибо!

Вне дискуссий «иранистов» с «тюркологами» читателю предлагается самому решить, на каком языке разговаривали хунны, динлины, юэчжи или усуни? К тому же многие исследователи сходятся во мнении, что в те времена не наблюдалось такого языкового многообразия, как в современной жизни, люди легче понимали друг друга. К примеру, древний монгольский язык был не столь далёк от тюркского, тогда как современные тюрки Евразии не всегда понимают даже друг друга вследствие больших различий в диалектах.

На отдалении двух-трёх тысяч лет непросто судить об  уровне развития того или иного народа если не осталось письменных свидетельств (в том числе намеренно уничтожавшихся)  и легко оказаться в плену предубеждений. Но, есть индикатор – военная мощь! Для победы нужны не только сильные воины, но соответствующая материальная база, крепкий тыл[19]. Вот почему не стоит всерьёз относиться к утверждениям об отсталости кочевых гуннов,  пришедших на смену кочевым скифам в Евразии. Для того чтобы им доминировать в Европе безусловно надо было иметь мощную материальную базу! Будь то вооружение, продовольствие или грамотная стратегия во взаимоотношениях с Константинополем и Римом.

Со времён древних кочевников ариев обитатели Саяно-Алтая покоряли пространства Евразии вплоть до Северных морей и Атлантики. После ариев - киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, тюрки разнесли гаплотипы R1a, R1b по миру[20].

Сегодня R1a, по данным разных авторов, наиболее часто встречается среди алтайцев, шорцев, кыргызов, таджиков (до 64% популяции), у поляков, украинцев, белорусов, русских, татар (56 – 35%, соответственно), на севере Шотландии (30 – 33%), в скандинавских странах (до 27%). А так же, среди жителей Пакистана, Индии, Восточного Ирана (до 25%).

Когда гунны в  IV – V веках н.э. пришли в Европу, там появляется руническое письмо, знаки которого удивительным образом похожи на древние руны,  обнаруженные в верховьях Орхона и Енисея. Последними в череде завоевателей можно назвать внуков великого Чингисхана - основателей империи Юань в Китае и Монголии, царства Ильханов в Иране и Малой Азии, Джагатайского ханства в Средней Азии и Золотой Орды. Потомки одного из них - Хулагу уже в XIV  веке на берегах Средиземного моря участвовали в создании Османской империи. Из Золотой Орды родилась Московия.

С началом эпохи Возрождения Европы мир изменился. Появился парусный флот, позволявший бороздить океанские просторы; утратили значение сухопутные караванные пути, развивалась мировая торговля, совершенствовалось огнестрельное оружие. Европейцы создают машины, основанные на использовании иной, более мощной силы, а степные обитатели теряют былые преимущества в средствах коммуникаций. С тех пор кочевая цивилизация неуклонно утрачивала былое могущество, и те, кто не воспринял научно-технические достижения, всё более скатывались к архаичному существованию. Но во времена Золотой Орды в Евразии XIV – XVI вв. рождается этнос, от древних предков воспринявший любовь к необъятным степным просторам, широту мысли и силу духа, победить который никому не удавалось. Великороссы в очередной раз объединяют обитателей степей, гор и лесов от Чёрного Моря до Тихого Океана!

Это есть наше прошлое. Вопреки попыткам стереть у народа память, постепенно приходит его осознание. Гунны одни из тех, кого пытались забыть.

[1]  Гумилёв Л.Н. История Евразии. М.: Алгоритм; Эксмо, 2009.

[2] «Монголы» - поданные созданной Чингисханом империи Менгэ Эль, в переводе с тюркского языка  «Вечное государство».

[3] Окладников А.П. Шишкинские писаницы. Памятник древней культуры Прибайкалья. Иркутск, 1959.

[4] «Варварский мир дал замечательных ювелиров… варвары собрали и довели до совершенства разнообразные технологии, конечно, только ремесленные, но замечательные по своей изобретательности и эффективности в области изготовления сплавов, закалки, ковки, сварки и т.д. Они научились выплавлять для лезвий своих мечей и топоров специальную сталь, которая оставалась непревзойденной вплоть до XIX в. и бесконечно превосходила все то, что могло дать серийное производство на мануфактурах Поздней Римской империи». См.: Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу: германский натиск / Люсьен Мюссе; пер. с фр. А.П. Саниной. СПб.: Евразия, 2008. 399, [17] с.

[5] Слово «варвар» - наследие греческого языка. В глазах эллинов варваром был всякий, кто не разделял с ними ни языка, ни нравов, ни греческой цивилизации. Там же. С. 195.

[6] Гумилёв Л.Н. История Евразии. М.: Алгоритм; Эксмо, 2009.

[7] Чудинов В.А. «Тюркская основа германских языков // Материалы международной науч.-практ. конф. «Проблемы управления-2006». ГУУ, вып. 6, М., 2006. С.292 - 296.

[8] Аджи М. Европа, тюрки, Великая Степь. М.: АСТ, 2007. – 473, [7] с.

[9] Руденко С. И., Горноалтайские находки и скифы. М.— Л., 1952; Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.— Л., 1953.

[10] Закиев М.З. Татары: Проблемы истории и языка: Сб. ст. по проблемам лингвоистории, возрождения и развития татарской нации. Казань, 1995. С. 38 - 57.

[11] Гаплотип – «записная книжка» в ДНК, где набором нуклеотидов записана родословная этноса. В неизменном виде гаплотип сохраняется тысячи лет и является своего рода отметкой рода и племени.

[12] Основная загадка во взаимоотношениях индоевропейской и тюркской языковых семей и попытка её решения с помощью ДНК-генеалогии. А.А. Клёсов, профессор Гарвардского университета, США, 2010 г. org/.com/.net/.ru.

[13] «…Тюрки придумали новую одежду, пригодную для всадников. Шаровары, сапоги, башлык, кафтан и многое иное появилось тогда на алтайцах. Вплоть до каблука к сапогу». См.: Аджи М. Указ соч.

[14] Иловайский Д. Начало Руси. Сер.: Подлинная история Руси. М.: Алгоритм, 2012.

[15] Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия,1997. С. 562-564.

[16] Трубецкой Н. Наследие Чингисхана: Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. Сер.: Подлинная история Руси. М.: Алгоритм; Эксмо, 2012.

[17]Лызлов А.И. Скифская история, СПб, 1776 // Урянхай. Тыва Дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и её насельниках. Об Урянхае – Танну-Туве, урянхайцах – тувинцах, о древностях Тувы (II тысячелетие до н.э. – первая половина XX в.), Т.1, с. 119 – 125.

[18] Васильев В.П. История древности восточной части Средней Азии, от X до  XIII века, с приложением перевода китайских известий о Киданях, Джуржитах и Монголо-Татарах // Записки Императорского археологического общества. Т. XIII. СПб., 1859.

[19]Гумилёв Л.Н. История Евразии.

[20] В современной ДНК-генеалогии  особое место занимают генетические признаки, передающиеся по мужской линии от отца к сыну по Y-хромосоме. Исследования базируются преимущественно на генетических маркерах или локусах в ДНК. Определенные повторы маркеров составляют гаплотип.

Предисловие к книге "ГУННЫ. Начало истории".

Об авторе Сабит Ахматнуров

Ахматнуров Сабит Садыкович. Родился в г.Иркутске. Врач-психиатр, кандидат медицинских наук, автор научных, научно-популярных, публицистических работ и статей. Второе образование “История искусства и этики” В 2011 г. в издательстве «Феникс», г. Ростов-на-Дону опубликована историческая повесть «Дмитрий Донской». В 2015 году в издательстве “Алгоритм” вышла книга “Аттила – повелитель гуннов”, позволяющая читателю увидеть историю Евразии, начиная с III века до н.э. В 2015 г. в издательстве “Алгоритм” вышла ещё одна книга автора: “Распад тюркского каганата”.

Запись опубликована в рубрике История Евразии с метками гунны, история гуннов, история Евразии, тюрки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий