Евразийство России

    К тому, что писал один из основоположников и теоретик евразийства России Пётр Николаевич Савицкий и добавить нечего:

   «…Евразийство есть идейное движение, возникшее около 1921 года в среде тогдашнего младшего поколения русской интеллигенции. Оно стремится подвергнуть пересмотру основные представления относительно хода русского исторического развития. Евразийство породило значительную историческую литературу, но и встретило многочисленные возражения со стороны старшего поколения русских историков. …Евразийцы высказываются за решительное расширение тех рамок, в которых трактуются проблемы русской истории. Они 

Карта Евразии

считают необходимым русскую историю расширить до рамок истории Евразии как особого исторического и географического мира, простирающегося от границ Польши до Великой китайской стены.

    В пределах этого мира испокон веков существовала тенденция к культурной и политической унификации. История Евразии в значительной мере есть история этих тенденций. Наличие их весьма характерно отличает историю Евразии от истории Европы и Азии, гораздо более раздробленных в политическом и культурном смысле. Названные тенденции сказываются уже в пределах медного и бронзового века, в течение которых вся евразийская степная зона, от причерноморских степей до восточно-сибирских Уже тогда резко обозначилась специфическая связь между культурами евразийской степной и лежащей к северу от нее евразийской лесной зоны, тесная связь, весьма отличительная для названных выше тенденций к унификации. В более позднюю эпоху, уже в пределах железного века, основными фактами истории Евразии было существование скифской и гуннской держав - с теми эпизодами, которые их окружают и отделяют друг от друга...

    …Так называемая Киевская Русь возникла на западной окраине Евразии в эпоху временного ослабления общеевразийских объединительных тенденций. Однако почва, на которой она развивалась, была в значительной степени той же почвой, на которой в свое время росли и действовали скифская и гуннская державы. На это, ранее евразийцев, указал М. И. Ростовцев. Монгольским завоеванием Русь была втянута в общий ход евразийских событий. В дальнейшем выяснилось что северо-восточная ее часть, в лице Руси Московской, способна к выявлению такой силы и духовного напряжения, которые делают ее наследницей монголов и позволяют этому оседлому народу принять на себя общеевразийскую объединительную роль, которую до сих пор выполняли, в пределах нашего видения, исключительно степные, кочевые народы. Вместе с ослаблением Золотой Орды произошло, по выражению Н. С. Трубецкого, "перенесение ханской ставки в Москву". Скифский, гуннский и монгольский периоды общеевразийской истории были продолжены периодом русским. Сказанное позволяет наметить те исторические преемства, наличие которых способствовало возникновению русского государства в его очертаниях XVI-XX веков. По мнению евразийцев прослеживание этого преемства в его скифском, гуннском, монгольском этапах и промежуточных звеньях имеет для русского историка не меньшее значение, чем изучение собственно русской истории, Эта последняя до XV века была историей одного из провинциальных углов евразийского мира (и только после XV века стала играть общеевразийскую роль). Указанная концепция евразийской истории с наибольшей полнотой выражена в "Начертаниях русской истории" Г. В. Вернадским». (П.Н. Савицкий. Евразийская концепция русской истории).

    Разве только в отношении Монгольской державы Чингисхана сегодня требуются уточнения, позволяющие вести дискуссии с противниками Евразийства, с теми, кто заявляет об отсутствии признаков монгольского присутствия в России. Их возражения касаются «отсталости, дикости средневековых монголов» и, соответственно, невозможности влияния той культуры на «более цивилизованный, почти европейский» народ  в русских княжествах. В качестве обоснования считают отсутствие артефактов монгольской культуры на территории от Байкала до Киева, отсутствие «монгольских генов» в гаплотипе жителей Восточно-Европейской равнины и прочее. Всё так! Удивляет другое – почему у летописных «татарове» должны иметься указанные выше признаки? Почему название монгольской державы так прочно увязывается с жителями современной Монголии, а «татарове» никак не ассоциируются с теми же тюрками, в том числе кипчаками, половцами, печенегами, булгарами и другими обитателями Золотой Орды, наконец, с современными татарами  - носителями  далеко не халхинской культуры. Халха-монголов и сегодня не так много, а в те времена и говорить о влиянии их культуры  на миллионы русского народа смешно. О влиянии же тюрков свидетельствует много чего. Это и тюркизмы в бытовом русском языке, одежда, топонимы, слова, связанные с государственным устройством. К примеру: казна, караул, таможня, деньги; десятичная налоговая система и политического управления. Можно далее перечислять и потому удивляют попытки историков отказаться от прошлого Великой Евразии, её могущества во все времена!

Об авторе Сабит Ахматнуров

Ахматнуров Сабит Садыкович. Родился в г.Иркутске. Врач-психиатр, кандидат медицинских наук, автор научных, научно-популярных, публицистических работ и статей. Второе образование "История искусства и этики" В 2011 г. в издательстве «Феникс», г. Ростов-на-Дону опубликована историческая повесть «Дмитрий Донской». В 2015 году в издательстве "Алгоритм" вышла книга "Аттила - повелитель гуннов", позволяющая читателю увидеть историю Евразии, начиная с III века до н.э. В 2015 г. в издательстве "Алгоритм" вышла ещё одна книга автора: "Распад тюркского каганата".
Запись опубликована в рубрике История Евразии с метками Евразийство России, скифская и гуннская державы, татарове. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий