Еще раз о кочевниках

Археологические находки предгорий Саян и Алтая, Восточного Казахстана, Западной Монголии и Таримского бассейна северо-запада Китая, наряду с исследованиями археогенетиков, делают неотвратимой ревизию мировой истории. Древние люди, в т. ч. легендарные арии и их предшественники, за тем скифы, тюрки мигрировали по земле и вплоть до середины 2-го тысячелетия новой эры превосходили оседлые земледельческие народы в военном отношении. И, что не менее важно, в средствах коммуникаций! Передвигаясь по степным просторам, они сумели связать достижения древних восточных цивилизаций Китая, Персии со Средиземноморьем. Более трех тысяч лет именно кочевники служили трансляторами информации между разными цивилизациями. Одомашнивание лошади и распространение колесного транс­порта способствовали ускорению этих процессов.

Британский ученый Гордон Чайлд (1892 - 1957) справедливо считал, что оседлая, земледельческая культура формировала чисто крестьянский склад ума, который был распространенным явлением в Восточной Европе и Китае. Консерватизм и стойкая привязанность к земле, по его мнению, никак не вяжутся с любовью к странствиям и приключениям, без которых невозможно было бы распространить индоевропейские языки в половине земного шара. Земледельческие народы в доисторическом периоде человечества, становились легкой добычей череды завоевателей, как только те появились на арене истории. Столкновения между оседлыми и кочевыми народами, а также социальные потрясения нарушили однородность земледельческих общин, жизнь стала разнообразнее, что привело к невиданному взлету во всех областях жизни культур бронзового века1.

При всем этом, во все времена кочевников было несоизмеримо меньше оседлых народов и не имеют смысла утверждения о неких бесчисленных ордах кочевников. По разным авторам, соотношение их никогда не было более чем 1 : 20 или даже 1 : 50, соответственно. Это означает, что преимущества кочевников было в чем-то другом, и не только в оружии или средствах передвижений. По этому поводу А. Тойнби писал, что при засухе в степи кочевник-пастух должен был постоянно совершенствовать свое мастерство, вырабатывать и развивать новые навыки, а также особые нравственные и интеллектуальные качества2.

И в 1-ом тысячелетии н.э. никто кроме кочевников Великой Степи в Европе и Азии не обладал возможностями обмена информацией для тех времен, сопоставимыми с возможностями интернета сегодня. Только в середине 2-го тысячелетия н. э. с появлением океанского парусного флота народы морских побережий начинают освоение планеты Земля, а создание скорострельного огнестрельного оружия положило конец превосходству евразийских кочевников и в средствах ведения войны. С этого времени меняются политические отношения между Европой и Азией3.

Русские историки отказались от общности истории своего народа с кочевниками Великой Степи, подхватив идеи варварства кочевников и, пытаясь отгородиться от родства с ними, сотни лет добивались признания  своей принадлежности к европейской христианской цивилизации. Здесь не желали замечать, что для католических монахов ариане и православные не являлись христианами, так же, как и христиане-несториане Монгольской империи для них были не более чем язычники или мусульмане4.

В СССР не были приняты идеи русских евразийцев Георгия Владимировича Вернадского (1887 – 1973), Петра Николаевича Савицкого (1895 - 1968), князя Николая Сергеевича Трубецкого (1890 – 1938), Ахметзаки Валиди Тугана (1890 – 1970), Льва Николаевича Гумилева (1912 - 1992) и др. об единых корнях Московии и Золотой Орды. Кочевые предки чуть не половины населения Российской империи, а за тем и Советского Союза назывались извечными врагами русского народа, а потому их история изучалась поверхностно и крайне предвзято.

[1] Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. М.: Литрес, 2019. С. 472; 506 – 522.

[2] Тойнби, А. Дж. Постижение истории; пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М.: Айрис-пресс, 2010. С. 192.

3] Маккиндер Х. Географическая ось истории. Режим доступа: https://textbooks.studio/uchebnik-geopolitika/makkinder-hgeograficheskaya-istorii.html

[4] Практически все европейские путешественники XIII века (Марко-Поло,  Гильом де Рубрук и др.) бывавшие в Каракоруме писали о многочисленных христианах-несторианах, подданных великого хана, описывали «прекрасные церкви» и пр.  При всем том не признавали их последователей истинными христианами. См.: Поло М. Книга чудес света / пер. И.П. Минаева; предисл. И.П. Магидовича; примеч. Лео Яковлева. М.: Эксмо,  2013. C. 136; 151.

 

Из книги «Кочевники Евразии: от ариев до Золотой Орды. М.: Алгоритм, 2019.

Об авторе Сабит Ахматнуров

Ахматнуров Сабит Садыкович. Родился в г.Иркутске, живет в таежном поселке на западном побережье Байкала в Иркутском районе. Автор научно-популярных, публицистических и художественно-исторических книг. В 2011 г. в издательстве «Феникс», г. Ростов-на-Дону вышла первая историческая повесть «Дмитрий Донской». В 2015 г. книга "Аттила - повелитель гуннов", изд. "Алгоритм", где в форме повествования изложена история гуннов от начала первой империи Хунну в III в. до н.э, до распада европейской державы Аттилы в V в. н.э. В 2015 г. в издательстве "Алгоритм" вышла историко-публицистическая работа "Распад тюркского каганата". В 2017 г. новая книга - "Казаки Золотой Орды", изд. "Алгоритм". В том же 2017 г. дополнительно изданы: "Гунны. Начало истории"; "Великий гунн"; "Дмитрий Донской" в Ridero. Сторонник евразийской истории возникновения России с корнями ее в Золотой Орде и предшествовавших ей государств Евразии, начиная от скифских царств, империи гуннов.
Запись опубликована в рубрике История Евразии с метками история Евразии, история кочевников. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.