Аттила и Аэций после победы над бургундами

Отрывок из книги "ВЕЛИКИЙ ГУНН"

   ...Когда Аттила услышал о единственной жене Аэция и двух его детях, он весело рассмеялся:

- Я знаю, что ваша вера запрещает многожёнство. Вероятно, поэтому римляне прелюбодействуют с чужими женами и проститутками. Но разве это лучше, чем иметь несколько жен? – задал он вопрос.

- Прелюбодейство порицается Церковью, и не все у нас грешны в том! –возразил Аэций.

- А ты никогда не обладал другими женщинами после женитьбы? – прямо спросил хан, не любивший двусмысленности в словах.

-  Ну… мне далеко до святости, – смешавшись, признался римлянин.

- Что плохого в том, что у сильного воина много жен? Когда дети гуннов рождаются от мужчины, способного содержать многочисленное семейство,  мы становимся только могущественнее! – продолжил Аттила. – Хуже, если у слабого человека рождается много детей от единственной женщины. Хотя и в этом случае дети есть благо для всех.

Неожиданно он замолчал, будто вспомнил что-то важное и обратился к Оресту.

-  Расскажи Аэцию, что у нас думают об обычаях семейной  жизни  ромеев, - предложил он секретарю.

Было понятно, они не раз обращались к этой теме, и Орест мог лучше Аттилы донести до римлянина представления о взаимоотношениях мужчин и женщин.

- С удовольствием, - с готовностью согласился Орест. – Только начну с небольшого экскурса в историю Великого Рима.

Друзья согласно кивнули, так как оба оставались трезвы, в отличие от большинства подгулявших военачальников веселившихся за столами, не обращая внимания на предводителей.

- Сотни лет владычества над миром сотворило над римлянами злую шутку! Они, не имея достойных противников, сами ослабли настолько, что р-разучились не только воевать, но перестают быть мужчинами. С-с-пасают пришельцы, которых римляне принимают. Наёмники сегодня составляют основу римской армии. П-п-пришельцы же занялись образованием и наукой, поддерживая величие Рима! Сегодня там, так же, впрочем, как и в Константинополе, успеха достигают люди, родившиеся от браков дочерей патрициев с теми, кого они называют варварами. Это уже ни для кого не секрет и воспринимается вполне обыденно.

- Не хочешь же ты сказать, - возразил Аэций, - что ныне все достойные римляне рождены от пришельцев!

- Нет, великий римлянин, не все! - спокойно возразил Орест.

Сохраняя спокойствие, Орест говорил, не заикаясь. Только иногда становился заметным его недостаток.

- Я г-говорю лишь о тенденциях, которые на протяжении поколений  прослеживаются там и с каждым годом становятся все очевиднее.

Он замолчал на мгновение, но Аэций и Аттила продолжали смотреть на него, как бы предлагая продолжить. Было очевидно - римлянина заинтересовали слова Ореста.

- Сегодня только историки вспоминают о былой славе римских легионов и кому как не тебе, Аэций, знать, что современные римляне в большинстве своём не способны воевать вовсе. За них это делают другие. Потому и количество мужчин в Риме сравнялось с женским населением. Отсюда, вероятно, и закон единобрачия! В ином случае: где взять женщин?

- Того и гляди введёте законы многомужества для женщин, которых может стать меньше мужчин! – засмеялся Аттила, перебив Ореста. – Иначе вашим воинам придется жениться на юношах! К тому же гуннам нравятся надменные римские женщины, которых приходиться укрощать, словно молодых кобылиц.

- Ты женщину сравниваешь с лошадью! – возмутился было Аэций.

- Возможно, да. Но кому как не тебе должно быть известно, что для гунна лошадь наиболее почитаемое существо! - парировал замечание Аттила. – А то, что римлянки избалованы и изнежены, - совершенно определенно. Но они нравятся гуннам, - откровенно добавил он.

- Разрешите продолжить? – терпеливо дожидался Орест.

Полководцы согласились, так как действительно не могли объяснить причин, почему грубые мужчины совершенно теряли голову от римских красавиц. И, что особенно трудно объяснить: почему этим красавицам часто приходились по душе те, кого называли варварами?

- В этом суть божественного предначертания женского и мужского начала в человеке, как и во всём живом мире. Нежность и красота нуждаются в покровительстве силы, пусть даже внешне не очень красивой! Сами посудите: что толку в том, что сближаются два красивых, но слабых  существа? Хотя… ничуть не лучше другое – близость двух сильных существ непременно вызовет противостояние между ними, - продолжил Орест.

- Но сила ума далеко не всегда соответствует физической силе! – возразил Аэций. - Тупой громила не может победить умного воина! По крайней мере, так редко бывает.

- Я согласен! Так же как не должен любить глупую к-красотку умный мужчина. Я имею в виду  настоящую любовь, а не похоть, - заметил секретарь. – Хотя бывают исключения.

- Таким образом, будущее за людьми умными и сильными! Что ж,  с этим трудно спорить, -  согласился Аэций. В таком случае, вы даёте нам силу, а мы, в свою очередь, даём…  знания и красоту?

Он сумел удержаться, чтобы не сказать «ум», понимая вероятность принятия этого как оскорбления.

Орест прекрасно понял патриция и заметил:

- Я бы не стал так уверенно говорить о превосходстве римского ума, - вежливо ответил секретарь, - но совершенно верно предположение относительно знаний. Рим использовал знания греков, не создав новых. Так же не стоит забывать, определённые знания и умения у скифов выше римских, в том числе в производстве оружия и средств передвижения на четырёх колёсах, позволивших завоевать им полмира! Что ж к-касается к-к-красоты, это понятие относительное. Красивые женщины из гуннских, антских, россомонских, германских и других племен не менее привлекательны римских женщин! И очень многие черноокие р-римлянки не прочь быть похожими на светловолосых северных красавиц.

- В отношении красоты скифских девушек я должен согласиться, - сказал Аэций, обращаясь к Аттиле. – Когда-то и тебе нравилась россомонка! Кажется, её звали Синельда?

Синельда, - нахмурился Аттила, явно не желая продолжать об этом.

- Что с ней?

- Вышла замуж за кузнеца, - нехотя ответил хан.

Было заметно, по истечению многих лет воспоминания о ней болью отдаются в душе Аттилы. Что это было - любовь или уязвлённое самолюбие  не смог бы, наверное, сказать и сам Аттила! Только напоминание о Синельде ему не понравилось, и он не желал продолжения этой темы.

Тем временем гости изрядно «устали» от еды и выпитых напитков, что обеспокоило Аэция. Предстояло отправляться обратно. Оставаться на ночь в лагере гуннов, не входило в его планы, а зимнее солнце недолго освещает землю. Он дал знак помощнику оповестить об окончании пиршества, поблагодарил  Аттилу за приём и стал прощаться, обещая продолжить беседу в другой раз. Обратные сборы оказались долгими и проходили в непрестанных прощаниях успевших подружиться воинов. Хозяева без лишних церемоний собственноручно  помогали гостям облачиться в доспехи, на что те отвечали словами благодарности. Складывалась почти идиллическая картина братания людей, которым суждено навеки остаться друзьями… Сборы закончились, и римляне не без помощи провожавших взгромоздились на коней. Аэций и Аттила обменялись крепким рукопожатием. Он был под впечатлениями от встречи с товарищем, которого не видел более десяти лет и понимал, что произошло что-то важное в человеке, которого, казалось, хорошо знал: чувствовалось что-то неуловимое, не поддающееся объяснению.

Они во многом схожи, умны, талантливы, полные честолюбивых планов. Аэций мечтал о верховной власти в Западной Римской империи, Аттила - видел себя повелителем племён и народов от далёкой родины предков на востоке до тех земель на западе, куда могут ступить копыта гуннских коней. Никто ещё не знал, что скоро им предстоит стать врагами!

Полную версию книги можно скачать по ссылкам: https://www.litres.ru/sabit-ahmatnurov-12657680/velikiy-gunn/chitat-onlayn/

 

Об авторе Сабит Ахматнуров

Ахматнуров Сабит Садыкович. Родился в г.Иркутске. Врач-психиатр, кандидат медицинских наук, автор научных, научно-популярных, публицистических работ и статей. Второе образование “История искусства и этики” В 2011 г. в издательстве «Феникс», г. Ростов-на-Дону опубликована историческая повесть «Дмитрий Донской». В 2015 году в издательстве “Алгоритм” вышла книга “Аттила – повелитель гуннов”, позволяющая читателю увидеть историю Евразии, начиная с III века до н.э. В 2015 г. в издательстве “Алгоритм” вышла ещё одна книга автора: “Распад тюркского каганата”.

Запись опубликована в рубрике История гуннов с метками Аттила, Великий гунн, история гуннов. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий